04.05 Выступление министра А.С. Иванова на форуме «Информационные технологии на службе общества, бизнеса и власти»
Дорогие друзья, уважаемые коллеги!
Информационные технологии коренным образом меняют нашу жизнь. Еще каких-то шесть лет назад никто и не мог себе представить, что сможет пользоваться Интернетом практически в любой точке Чувашии, смотреть бесплатное эфирное телевидение в цифровом формате, получать государственные и муниципальные услуги не выходя из дома. Все это коренным образом изменяет наш социум. И эти изменения в жизни почувствовали сами граждане.Все вместе это и есть новое качество жизни, которое обеспечивают современные технологии.
Как отметил руководитель Минкомсвязи России Николай Никифоров, «за шесть лет Россия шагнула вперед на одно целое технологическое поколение сотовой связи». Сегодня больше 2/3 базовых станций в Чувашской Республике работают в формате 4G. В середине апреля в городах Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш и Алатырь Мегафон сделал еще один шаг вперед, запустив базовые станции по технологии LTE-Advanced, которая является промежуточной точкой между 4G и 5G. При этом стоит отметить, что в нашей стране самые низкие в мире цены на мобильную связь, что положительно сказывается на возможности проникновения Интернета во все сферы жизни наших граждан. Естественно, есть и болезнь роста. Так, внедрение технологии 5G в наших городах с их плотной застройкой потребует от операторов передвижной связи почти в два раза увеличить количество базовых станций, а это невозможно без строительства опор двойного назначения, что, в свою очередь, требует как от республиканских органов власти, так и от администраций городских округов скорейшего внесения изменений в ряд нормативно-правовых актов.
Так, Интернет активно приходит и в сельскую местность, причем принципиально важно, что технологическое развитие сети связи происходит не за счет граждан. Анализ покрытия операторами передвижной связи территории республики показал, что во всех населенных пунктах с численность более 500 человек присутствует хотя бы один оператор сотовой связи. В республике с 2015 года ПАО «Ростелеком» реализует программу устранения цифрового неравенства, согласно которой жители 328 населенных пунктов Чувашии с численностью населения от 250 до 500 человек получат доступ к современным услугам связи (сданы в эксплуатацию 111 точек Wi-Fi в Моргаушском, Красночетайском, Батыревском, Ядринском, Красноармейском, Вурнарском, Порецком, Ибресинском, Козловском, Шемуршинском, Шумерлинском, Мариинско-Посадском, Цивильском и Комсомольском районах). За четыре года реализации программы УЦН возможность выходить в Интернет получили 50 тыс. человек из 111 сел и деревень республики. Для этого построено более 600 км волоконно-оптических линий связи. Реализация этой программы будет продолжена, и Интернет придет еще в 20 населенных пунктов в 2018 году. Особо хочется отметить, что с лета 2017 года доступ в точках Wi-Fi в этих населенных пунктах бесплатный. Это важная мера по популяризации и социальному аспекту внедрения современных технологий во все сферы жизни.
Перед властями республики и операторами, прежде всего передвижной связи, стоит задача выработать действенные механизмы по обеспечению малых населенных пунктов выходом в Интернет.
Стоит отдельно остановиться на подключении медицинских организаций к сети Интернет. Так, еще в 2012 году за счет республиканских средств были подключены все поликлиники и стационары по ВОЛС к сети Интернет. А в рамках реализации Послания Президента России Федеральному собранию начато подключение к сети Интернет и офисов врачей общей практики: в 2017 году уже подключено 37 объектов, а в 2018 году планируется подключить еще 110.
При этом необходимо отметить, что построение сети передачи данных является базовым элементом цифровой экономики, курс на развитие которой поставил Президент России Владимир Путин в своём ежегодном Послании. Без доступной и качественной связи невозможно внедрение технологий «умного» города, интернета вещей, электронного правительства.
Инфраструктура связи – это еще и обеспечение безопасности. Так, в декабре 2017 года в Чувашской Республике при совместной работе ГКЧС Чувашии и Мининформполитики Чувашии на всей территории республики введена в опытную эксплуатацию «Система-112», которая интегрирована с системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Отдельное спасибо хочется сказать нашим операторам связи. Благодаря совместной работе мы смогли организовать передачу информации о местонахождении пострадавших в случае их звонка на номер 112. Это действительно каждый день спасает человеческие жизни.
В Чувашской Республике в полной мере реализуются мероприятия, способствующие развитию электронного правительства, – проекта, который имеет высокую социальную и экономическую значимость. Инструменты электронного правительства снижают административные барьеры, экономят время граждан, упрощают регистрацию компаний, получение согласований и разрешений.
С переходом экономики в «цифру» у граждан и бизнеса растет спрос на онлайн-сервисы, среди которых большой популярностью пользуется Единый портал госуслуг, который стал удобным и эффективным инструментом взаимодействия граждан и государства. По данным Росстата за 2017 год 60% граждан, проживающих в Чувашской Республике, активно пользуются электронным способом получения государственных и муниципальных услуг.
В своем Послании на 2018 год Глава государства Владимир Путин обратил внимание на необходимость обеспечения в течение шести лет предоставления практически всех госуслуг в режиме реального времени, с помощью дистанционных сервисов. Чувашия уже начала успешное движение в данном направлении.
В 2017 году наша республика подключилась к проекту «Мультирегиональность ЕПГУ», а в 2018 году Чувашская Республика вошла в число субъектов Российской Федерации – получателей субсидий из федерального бюджета на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий в размере порядка 12,5 млн рублей. Выделенные средства будут направлены на дальнейшую реализацию проекта «Мультирегиональность ЕПГУ», в том числе на перевод новых услуг в электронный вид, совершенствование процедур предоставления услуг в электронном виде, популяризацию электронных услуг. Это позволит жителям Чувашии на практике оценить возможности федерального портала: пользоваться новыми сервисами, улучшенным личным кабинетом, расширенной помощью и многим другим.
Таким образом, переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде способствует повышению уровня жизни граждан и улучшению бизнес-среды.
С 1 января 2017 года у граждан появилась финансовая мотивация получать услуги в электронном виде. Вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, которые позволяют при заказе госуслуг и оплате пошлины на сайте сэкономить 30%. Так, к примеру, выдача водительского удостоверения вместо 2000 рублей составит 1400, а получение загранпаспорта нового образца обойдется в 2450 рублей вместо 3 тысяч. Согласитесь, приятный бонус.
В настоящее время, когда идет цифровизация всех отраслей экономики, а получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде стало привычным, встает вопрос дальнейшего совершенствования взаимодействия населения и бизнеса с государством. Одним из направлений здесь является обеспечение единого доступа к государственным информационным системам, который избавит от лишних действий по регистрации и подтверждению своих данных. Регистрация должна производиться один раз и давать человеку весь спектр возможностей по получению услуг и участию в развитии государства. Поэтому принято решение об осуществление единого доступа к ведомственным информсистемам через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Сегодня с ЕСИА уже интегрированы сервисы записи на прием к врачу, служб занятости населения. В ближайшее время к ЕСИА будет подключен «Электронный дневник».
В рамках государственного задания в средствах массовой информации, подведомственных Мининформполитики Чувашии, активно освещаются преимущества получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Масштаб работы технологии электронного правительства хорошо иллюстрирует не только количество зарегистрированных на Портале госуслуг пользователей, но и количество электронных запросов между самими органами власти. Сегодня годовое количество запросов и ответов на них составляет в органах власти Чувашской Республики уже 390 тыс., а это в 4,6 раза больше, чем в 2013 году. Система действительно стала настоящим стандартом электронного взаимодействия.
Хороший пример слаженной работы множества ведомств, как на федеральном, так и на республиканском уровнях, показывает использование информационных технологий в ходе проведения выборов Президента России.
Так, Единый портал госуслуг стал удобным и эффективным инструментом взаимодействия граждан и государства. Хотел бы обратить внимание на статистику: более 11,5 тысяч граждан Чувашии, а именно 11 706, с помощью портала госуслуг выбрали удобный для голосования 18 марта 2018 года участок, а видеонаблюдением было охвачено 377 объектов.
Новым проектом, реализация которого началась в 2017 году по поручению Главы Чувашии Михаила Игнатьева, это проведение прямых отраслевых линий. Первое мероприятие в прямом эфире на видеохостинге органов власти республики прошло 30 октября – тогда эксперты и жители региона обсуждали тему защиты прав субъектов персональных данных в современных условиях.
Всего за время реализации проекта в онлайн-режиме состоялось 17 мероприятий, в ходе которых представители министерств и ведомств Чувашии отвечали на проблемные вопросы, давали разъяснения по наиболее актуальным темам.
Вопросы от населения предварительно принимались по адресам электронной почты органов исполнительной власти республики. Все желающие могли дозвониться и во время онлайн-трансляции по номеру телефона колл-центра.
Всего в ходе прямых отраслевых линий поступило 445 обращений: 288 по электронной почте и 157 звонков. На большинство из них эксперты дали ответы во время онлайн-трансляции.
При реализации политики информатизации в республике особое внимание уделяется импортозамещению. Так, в 2017 году все основные информационные системы, используемые в органах власти и местного самоуправления, разрабатываются только с использованием отечественных технологий и свободно распространяемого программного обеспечения. В прошедшем году модернизированы Портал органов власти Чувашской Республики, АИС «МФЦ» и другие. Хочется также отметить, что с 2015 года появилась новая норма – Реестр отечественного программного обеспечения. Сегодня в этом перечне наши ИТ-компании достойно представлены со своими разработками в области финансовой деятельности, здравоохранении и энергетики.
Конкурентный характер развития ИТ-отрасли в республике во многом зависит от действующих на территории Чувашии компаний, выбравших в качестве своей деятельности направления развития информационных технологий и связи. По данным Чувашстата на 1 января 2018 года в Чувашской Республике насчитывалось 418 организаций, специализирующихся на разработке компьютерного программного обеспечения, деятельности в сфере телекоммуникаций и других направлениях в области информационных технологий. К сожалению, всего 40 из них получили аккредитацию в Минкомсвязи России.
Что дает аккредитация? Это получение ряда преференций, среди которых пониженные тарифы страховых взносов (не более 14%), право включения расходов на приобретение электронно-вычислительной техники в состав материальных расходов сразу после ввода в эксплуатацию и возможность привлечения к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов в упрощенном порядке. 1 декабря 2016 года во время ежегодного послания Президент России Владимир Путин заявил о том, что необходимо продлить льготы по страховым взносам для ИТ-компаний до 2023 года, и эти преференции были продлены, поэтому перед нашим министерством и ИТ-кластером стоит задача помочь нашим, особенно начинающим, ИТ-компаниям получить данную аккредитацию. Хочется напомнить, с 1 января 2014 года вступил в силу разработанный Минкомсвязью России закон о снижении порога численности сотрудников ИТ-компаний, претендующих на получение льгот по страховым взносам, с 30 до 7 человек.
В 2017 году по инициативе Главы Чувашии М.В. Игнатьева в целях получения преимуществ от совместной деятельности предприятий ИТ-отрасли и, как следствие, повышения конкурентоспособности сферы информационных технологий в Чувашии был создан ИТ-кластер, в число учредителей которого помимо Мининформполитики Чувашии вошли семь ведущих ИТ-предприятий – «ИСЕРВ», «Информатика», «Кейсистемс», «Инфолинк», «НПП «Автоматика», «Аплэб», и «Квартон-К».
Потребность в самих кадрах в ИТ-отрасли очень высока. Далеко идущие планы по цифровой экономике и импортозамещению значительно ее подогревают, и это хороший процесс. С 2013 года ежегодно увеличивается государственный заказ на ИТ-специалистов. Он вырос в Чувашии со 152 бюджетных мест в вузах до 400 в 2017 году. И это серьезный вызов для всех. Именно поэтому на 2018 год ИТ-кластер Чувашской Республики поставил одну из основных своих задач продолжение работы с ВУЗами по взаимодействию с базовыми кафедрами. Проблема подготовки ИТ-специалистов сегодня наиболее актуальна, именно поэтому одна из секций нашего форума посвящена проблеме кадров в ИТ-отрасли.
Отдельного внимания заслуживают достижения в региональном телевещании. В республике построены 42 объекта связи – ключевые элементы сети цифрового эфирного телевидения. В 2017 году запущено вещание первого мультиплекса: 99% населения региона получили доступ к 10 телеканалам и 3 радиоканалам в современном цифровом качестве. При переходе на «цифру» жители республики также смогут смотреть местные новости и передачи производства ГТРК «Чувашия». В 2018 году на этих же объектах продолжатся работы по монтажу передатчиков для вещания второго мультиплекса. Но есть и проблемы. С 2019 года планируются работы по постепенному отключению аналогового телевещания. И наша задача проводить полномасштабную информационную кампанию по информированию населения, а также принять компенсирующие меры в тех населенных пунктах, куда не придет цифровое телевидение. Сейчас филиалом в Чувашской Республике Российской телевизионной и радиовещательной сети ведется работа по определению таких населенных пунктов.
Одним из востребованных источников информации, подробно и оперативно освещающим все стороны жизни республики, является Национальное телевидение Чувашии. Телеканал представлен в кабельных сетях и в Интернете. В рамках задач, поставленных в Послании Главы Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашии на 2017 год, проведена значительная работа по расширению зоны вещания Национального телевидения Чувашии. Телевидение начало вещание на спутниковых платформах «Триколор ТВ», «Орион», МТС. Трансляция осуществляется на территории европейской части России, Урала, Сибири. Кроме того, Национальное телевидение Чувашии стало обязательным для распространения в кабельных сетях на 21-й кнопке.
Максимальную зону охвата имеет Национальное радио Чувашии, вещает на территории всей республики (наземный эфир, проводное и интернет-вещание). Радио начало вещание на частоте ФМ 106,7 МГц через передатчик в с. Красные Четаи, тем самым обеспечив устойчивую трансляцию программ в Красночетайском, Ядринском, Аликовском, Шумерлинском районах и Нижегородской области. В октябре 2017 года Национальное радио в федеральном конкурсе выиграло частоту 95,9 МГц для организации наземного эфирного вещания в Чебоксарах и Новочебоксарске. В настоящее время проводится работа по запуску радиоканала.
В Чувашии появились две новые ФМ-радиостанции: «Вести ФМ» (98,5 МГц) и «Маяк» (99,5 МГц).
Всего на территории республики вещает 14 радиостанций и 7 телеканалов.
В завершение выступления хочу подчеркнуть: все озвученные направления – незаменимые элементы выстраивания в Чувашской Республике цифровой экономики. Большинство из них отражены в направлении «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Помимо него на федеральном уровне утверждены еще 4 направления: «Нормативное регулирование», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Информационная безопасность» и «Кадры и образование». Включения в программу ждут направления «Цифровое здравоохранение» и «Цифровой транспорт и логистика».
Технологическое развитие России без цифровизации невозможно. Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Основную задачу здесь выполняет сама индустрия, во главе угла стоят интересы компаний, чьими руками создаётся преимущество, лидерство Российской Федерации в эту новую цифровую эпоху.
Уважаемые коллеги!
Сегодня наш форум проходит в канун профессионального праздника – Дня радио – праздника, работников всех отраслей связи.
От имени нашего министерства и от себя лично хочу всех вас поздравить с праздником, пожелать новых творческих успехов и взятия новых высот. Здоровья, счастья, любви и добра вам, вашим близким.
С праздником, дорогие друзья!