14.02 Тезисы выступления заместителя министра информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики М.В. Анисимова "Об итогах деятельности Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики и подведомственных организаций за 2016 год и задачах на 2017 год. Электронное гражданское общество"
Электронное гражданское общество
Реализация направлений региональной информатизации, развитие которой ведется в рамках государственной программы «Информационное общество Чувашии», позволила создать в республике информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, сформировать основные органы управления региональной информатизацией, ввести в эксплуатацию и поддерживать отраслевые и инфраструктурные региональные информационные системы, в том числе предназначенные для оказания услуг гражданам в электроном виде.
В Чувашской Республике возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде обеспечена через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). По итогам 2016 года значение индикатора «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» составило 50%.
По данным Минкомсвязи России по состоянию на конец декабря 2016 года, доля жителей республики, зарегистрированных на Портале госусуг, составляла 35%.
Масштабным решением вопроса популяризации получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде в перспективе может стать интеграция регионального портала госуслуг (РПГУ) с ЕПГУ, так называемая «Мультирегиональность ЕПГУ».
Предварительная стоимость работ по переводу госуслуг на ЕПГУ составляет порядка 5 млн. рублей.
Реализация проекта «Мультирегиональность ЕПГУ» позволит облегчить предоставление региональных и муниципальных услуг, снизить затраты республики на поддержание собственного портала, обеспечить единую модель предоставления и продвижения электронных госуслуг и сосредоточить на одном ресурсе все предоставляемые органами власти услуги.
Одним из важнейших направлений развития электронного правительства в России и Чувашии является и переход органов государственной власти и органов местного самоуправления на межведомственное электронное взаимодействие (СМЭВ). Система позволяет избавить граждан от необходимости повторно предоставлять документы в различные ведомства, которые уже располагают такими документами в электронном виде, благодаря чему отпадает необходимость стоять в очередях, собирая различные справки. Исключение составляют только документы персонального хранения (паспорт, водительские права и т.д.), которые гражданин обязан предъявлять лично.
К СМЭВ подключены все органы власти республики, количество активных пользователей достигает 2 тысяч. В 2016 году это позволило 99% от всех межведомственных запросов к федеральным органам власти направить посредством СМЭВ, сократив при этом время оказания государственных и муниципальных услуг гражданам.
Очередным этапом развития СМЭВ является проделанная в 2016 году работа по расширению функциональных возможностей автоматизированной информационной системы «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – АИС «МФЦ»). Теперь граждане могут получить государственную или муниципальную услугу в любом МФЦ независимо от места проживания, а по 15 услугам получить результат в момент обращения. Кроме того, благодаря модернизации АИС «МФЦ» стал возможен учет поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики от уплаты государственной пошлины при оказании услуг в МФЦ, создан интернет-портал многофункциональных центров Чувашской Республики в стиле «МОИ документы».
В Чувашской Республике с 2013 года функционирует Портал открытых данных. В настоящее время информационный ресурс предлагает своим пользователям 107 наборов данных.
Портал призван помочь населению республики в получении общественно значимой информации об органах власти без специального запроса. Это могут быть данные о государственных расходах, расположении школ, больниц и детских садов, загрязнении окружающей среды, уровне преступности и многое другое.
В 2016 году по результатам очередного исследования системы «Инфометр», специализирующейся на экспертном мониторинге интернет-сайтов на предмет информационной открытости, сайт «Открытые данные» Чувашской Республики занял 5 место во всероссийском рейтинге региональных порталов открытых данных. С момента запуска портала здесь зарегистрировано уже более 244,8 тысяч просмотров. Наборы данных для возможного дальнейшего использования пользователи скачали более 25,3 тысяч раз.
В рамках выполнения мероприятий государственной программы Чувашской Республики «Информационное общество Чувашии» работает Геоинформационный портал Чувашской Республики. Интернет-ресурс предназначен для предоставления актуальной информации из единого источника пространственных данных об объектах, находящихся на территории республики, – всего их 500 тысяч, и размещены они на более чем 100 информационных тематических слоях.
В 2016 году на Геопортале Чувашии появился новый геоинформационный ресурс – «Открытые данные Росреестра Чувашии». С помощью него можно ознакомиться с общедоступными сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости. Доступные сведения будут особенно полезны при покупке или продаже земельных участков. Кроме того, с помощью данного сервиса пользователь дистанционно, не выходя из дома, может узнать, какие земельные участки имеют четкие границы, а какие до сих пор не оформлены и не поставлены на учет.
В рамках развития инфраструктуры пространственных данных Чувашии на республиканском Геопортале запущен новый сервис, позволяющий узнать о наличии доступа к сети Интернет в конкретном населённом пункте Чувашии, а также о результатах и планах по строительству волоконно-оптических линий связи.
В 2016 году использование передовых ГИС-технологий в области государственного управления при внедрении инфраструктуры пространственных данных Чувашской Республики было отмечено дипломом Международной конференции ESRI в России и СНГ.
Для более эффективного взаимодействия органов власти и населения, оперативного выявления проблем в различных сферах жизнедеятельности в Чувашской Республике функционирует информационный ресурс «Народный контроль». Кроме текстового обращения на чувашском и русском языках к письму можно прикрепить материалы фотофиксации объекта, в отношении которого направляется обращение, а также указать его местоположение, что поможет ускорить решение проблемы.
Подать обращение на портал «Народный контроль» могут граждане, имеющие учетную запись на Портале госуслуг. По состоянию на 31 декабря 2016 года информационный ресурс принял 1063 обращения. Главным преимуществом «Народного контроля» является более короткий срок рассмотрения обращений – всего 10 рабочих дней.
В целях обеспечения открытости информации о деятельности органов власти Чувашской Республики для граждан в полной мере используются возможности Официального портала органов власти, который объединяет более 780 сайтов органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Это позволяет в едином пользовательском интерфейсе освещать деятельность всех ветвей власти республики.
В конце 2016 года произведена модернизация Официального портала органов власти Чувашской Республики
Существенным шагом в развитии электронного правительства на территории Чувашии в 2016 году стало выделение республике средств из федерального бюджета в размере 5 млн 460 тысяч рублей на внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам, иными словами регионального сегмента ГИС «Контингент».
Реализация проекта в будущем позволит получать полную информацию о фактическом и прогнозируемом количестве детей различных возрастов, проживающих в республике, появилась возможность подать заявления в электронном виде на зачисление детей в дошкольные и общеобразовательные учреждения и сократить количество документов, подлежащих представлению заявителями для получения соответствующих государственных и муниципальных услуг.
В 2016 году были проведены необходимые мероприятия по внедрению на территории Чувашской Республики регионального сегмента ГИС «Контингент» – сформирована рабочая группа, утверждена «дорожная карта», подписано соглашение с Минкомсвязью России о предоставлении субсидии, пройдены тестирования с федеральным сегментом в тестовом и промышленном контурах, реализованы механизмы взаимодействия федерального и регионального сегментов ГИС «Контингент».
В рамках работ по совершенствованию системы защиты информации государственных информационных систем (далее – ГИС) были проведены аттестационные испытания региональных сегмента ГИС «Контингент» и АИС «МФЦ».
В ходе проведения анализа использования органами исполнительной власти Чувашской Республики услуг зарубежных интернет-компаний было установлено, что данные продукты практически не используются. Мининформполитики Чувашии разработало перечень продуктов и услуг отечественных интернет-компаний для возможного использования (замены зарубежных аналогов) органами исполнительной власти Чувашии, разработаны методические рекомендации по организации перехода на использование в деятельности органов исполнительной власти продуктов и услуг отечественных интернет-компаний.
Для бесперебойного обеспечения функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в прошедшем году было создано бюджетное учреждение «Центр информационных технологий» Мининформполитики Чувашии.
Учреждение получило необходимые лицензии для осуществления деятельности в области связи и для осуществления геодезических и картографических работ. Выполнение центром функций оператора связи уже позволило снизить стоимость затрат органов исполнительной власти и местного самоуправления на доступ к сети Интернет и услуги местной телефонной связи.
В рамках реализации Указа Президента России от 22.05.2015 № 260 «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации» и в целях обеспечения информационной безопасности одной из задач учреждения в 2017 году станет организация работ по подключению органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики к защищенному сегменту сети RSNet (Russian Government Internet Network).
Развитие предприятий ИТ-отрасли
Особое место в экономике Чувашии занимают ИТ-предприятия зарегистрированные в Чувашской республике их - 398. Выработка на одного сотрудника в год составляет более 900 тыс. рублей. Основным направлением их работы является создание новых программных решений как для бизнеса, так и для органов государственной власти Чувашской Республики. Стоит отметить, что «львиная» доля ИТ-инфраструктуры, обеспечивающей исполнение своих функций органами власти республики и подведомственными им учреждениями, была разработана и сопровождается ИТ-предприятиями Чувашии.
Но необходимо отметить и существуют проблемы, среди которых наиболее острыми являются кадровая ситуация и недостаточно развитая среда для стартапов.
Для решения данных проблем, динамичного развития отрасли создана ассоциация «Информационные технологии в Чувашской Республике».
В ежегодном Послании Государственному Совету Глава Чувашии М.В. Игнатьев поставил перед министерством задачу по созданию в республике IT-кластера. Взаимодействие и кооперация организаций и предприятий, научно-образовательного сектора и органов власти будет способствовать повышению конкурентоспособности и выходу отрасли информационных технологий республики на международный уровень.
Министерство совместно с заинтересованными сторонами уже приступило к созданию кластера. В настоящее время прорабатывается вопрос о возможности создания промышленного парка для ИТ-компаний и высокотехнологичных предприятий на Автозаправочном проезде г. Чебоксары.
Связь в Чувашии
В Чувашии доступны все виды современной проводной и беспроводной связи. На данный момент в республике действуют 5 операторов сотовой связи – Билайн, МТС, Мегафон, Теле2, Yota. Они обеспечивают покрытие всей территории республики. Компании МегаФон, МТС, Билайн и Tele2 развернули в республике свою сеть 4G. Информацию о мощности сигнала действующих в Чувашии мобильных операторов можно узнать на специальном сайте «Качество связи» (geo.minsvyaz.ru). Кроме того, внести вклад в наполнение этой всероссийской «народной карты» покрытия сетями сотовой связи граждане могут, скачав специальное мобильное приложение.
В рамках реализации проекта «Устранение цифрового неравенства» (далее – УЦН) к 2018 году 328 населенных пунктов Чувашии численностью населения от 250 до 500 человек будут подключены к сети Интернет по оптоволоконным каналам связи. Для его реализации филиалом в Чувашской Республике ПАО «Ростелеком» в 2016 году построено 100 км оптических каналов связи, что позволило подключить к сети Интернет 18 населенных пунктов (2015 г. – 18, 2017 – 10), расположенных в Батыревском, Вурнарском, Ибресинском, Комсомольском, Красноармейском, Порецком, Шумерлинском, Ядринском, Марпосадском, Козловском и Шемуршинском районах. Инвестиции в проект в 2016 г. составили более 23 млн. рублей.
В 2016 году развитие ИТ-отрасли обусловлено как развитием информационных и телекоммуникационных технологий во всех сферах жизни, так и обеспечением доступности населению современных инфокоммуникационных услуг. Так, по итогам 9 месяцев отчетного года число домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в расчете на 100 домашних хозяйств составило 68 единиц, в том числе в городской местности – 77 единиц, в сельской местности – 52 единицы.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы» на территории Чувашской Республики ведётся строительство государственной сети цифрового наземного эфирного телерадиовещания. В результате проведенных мероприятий жителям Чувашской Республики будет доступно 20 бесплатных эфирных телеканалов и 3 радиоканала в цифровом вещании. Для достижения поставленной задачи будет введено в эксплуатацию 42 объекта связи (к концу 2016 года введено в тестовую эксплуатацию 16 объектов связи и еще 2 объекта введены в тестовую эксплуатацию в январе 2017 (село Карамышево Козловского района и в г. Козловка). Уже сейчас современное телевидение доступно 82,74% жителей республики. Следует отметить, что 20 эфирных телеканалов сейчас доступно только жителям городов Чебоксары и Новочебоксарск, всем остальным жителям второй мультиплекс будет доступен в 2019 году. Параллельно в 2019 году начнется отключение аналогового телевидения, когда для обязательных общедоступных телеканалов, вошедших в состав первого и второго мультиплексов, отпадет необходимость вещания в аналоговом формате.
Каждый телезритель хочет от телевидения максимум возможного: чтобы картинка была яркой и четкой, звук ясным, программы интересными и разнообразными, а новости — и общероссийскими, и местными. Обеспечение населения страны региональным цифровым эфирным телерадиовещанием — одна из задач федеральной целевой программы. Регионализация предусматривает включение местного контента в программу телерадиоканалов «Россия 1», «Россия 24» и «Радио России» в каждом субъекте РФ. Для начала повсеместной трансляции региональных версий телерадиоканалов ВГТРК в составе первого мультиплекса РТРС и ВГТРК необходимо провести развертывание дополнительного оборудования, так же необходима организация спутниковых каналов связи
Перед Мининформполитики Чувашии и муниципальными образованиями стоит задача по информированию населения о преимуществах цифрового эфирного телевидения.
Во исполнение распоряжения Правительства России, а также в целях дальнейшего использования информационно-коммуникационных технологий в республике принята Концепция информатизации Чувашской Республики, в которой определяются основные цели, принципы и направления деятельности по дальнейшему использованию информационно-коммуникационных технологий в Чувашской Республике на период до 2018 года.
Для автоматизации деятельности и управления отдельными отраслями экономики на сегодняшний день созданы интегрированные информационные системы в сферах образования; жилищно-коммунального хозяйства; здравоохранения; регистрации актов гражданского состояния; социального обеспечения.
Таким образом, в планах на 2017 год предусмотрено:
– создание ИТ-кластера Чувашской Республики.
– реализация проекта «Мультирегиональность ЕПГУ»;
– реализация мероприятий в рамках «импортозамещения»;
– реализация подключения органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики к защищенному сегменту сети RSNet (Russian Government Internet Network);
– обеспечение ввода в эксплуатацию технических средств удостоверяющего центра БУ «Центр информационных технологий» Мининформполитики Чувашии;
– проведение информационно-разъяснительной кампании по популяризации электронных госуслуг.
Выполняя свои функции и задачи, Министерство продолжит работу по дальнейшему развитию в республике информационных технологий и связи на благо граждан и организаций.