Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Цифра аталанăвĕпе информаци политикин тата массăллă коммуникацисен министерстви

26.02 Тезисы выступления заместителя министра информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики А.Н. Сидоренко на расширенном заседании коллегии «Об итогах работы Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики в области IT-технологий в 2015 году и задачах на 2016 год»

В 2015 году Министерство информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики продолжило работу по разработке новых и поддержке существующих информационных систем оказания государственных и муниципальных услуг гражданам Чувашской Республики.

Так, в соответствии с Федеральным законом №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы власти должны предоставлять гражданам услуги, не требуя справок и документов, которые находятся в распоряжении других органов. Для исполнения положений Закона функционирует система межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ).

В Чувашии в СМЭВ участвуют 13 органов исполнительной власти, 26 муниципальных районов и городских округов и 291 сельское поселение, которые подключены к региональному сегменту СМЭВ и предоставляются 62 государственные и 34 муниципальные услуги. Министерством проводится ежемесячный мониторинг использования СМЭВ, который показывает высокую востребованность сервиса. В 2015 году за получением государственных и муниципальных услуг с элементами межведомственного взаимодействия обратилось 190 тыс. граждан республики. Доля использования СМЭВ в 2015 году при направлении запросов составила 99%. (2014- 93,7%). Основная доля запросов, направленных по СМЭВ по прежнему приходится на сведения Росреестра и Пенсионного фонда.

Альтернативным способом получения государственных и муниципальных услуг является электронный вид. Возможность получения услуг в электронном виде с использованием Единого портала госуслуг в республике реализована по 94 услугам (это 42 государственных и 52 муниципальных услуги).Так, 601-ым Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. установлено, что доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме в 2015 году должна составить 40%. При предоставлении услуг используются ведомственные информационные системы («Электронная регистратура»; «Медицинская информационная система «Статистика», «ЗАГС», «ИРБИС»,  «Катарсис 7.49», «Е-услуги. Образование» и др.).  С учётом всех информационных систем, используемых при предоставлении услуг, в 2015 году было предоставлено 1 345,8 тыс. государственных и муниципальных услуг в электронном виде, что составляет 40,0% от общего количества предоставленных государственных и муниципальных услуг.

Подтвердить учетную запись на ЕПГУ в Чувашии можно на базе 29 МФЦ в муниципальных районах и городах, в 23 центрах занятости населения Чувашской Республики, а также в Отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации, регистрационно-экзаменационных отделениях Управления ГИБДД МВД по Чувашской Республике. Кроме того, активировать учетную запись на ЕПГУ можно, заказав письмо с кодом подтверждения по почте либо обратившись в головной офис ПАО «Ростелеком». За 2015 г. количество подтвержденных учетных записей  посредством автоматизированного рабочего места на ЕПГУ составляло более 39 тысяч.

Еще одним способом получения государственных и муниципальных услуг является универсальная электронная карта с записанной на нее электронной подписью. Заявления на выдачу УЭК подали 23 057 жителей республики, владельцами стали 16 934 гражданина. По данным мониторинга федеральной уполномоченной организации «Универсальная электронная карта», Чувашия занимает 8 место среди субъектов Российской Федерации и 1 место среди субъектов Приволжского федерального округа. Универсальную электронную карту в качестве «электронного кошелька» возможно использовать на троллейбусах г.г. Чебоксары, Новочебоксарск, на пассажирском транспорте «Чувашавтотранс», в городских маршрутных такси г.г. Чебоксары, Новочебоксарск и пригородных маршрутных такси г. Чебоксары.  При этом стоимость проезда в городском общественном транспорте на 1 рубль дешевле, на пригородном транспорте дешевле на 30 копеек за каждый километр. Подать документы на получение УЭК можно в 9 пунктах, расположенных в гг. Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Алатырь, Шумерля, а также в с. Моргауши и пгт Кугеси.

Одним из важнейших условий функционирования инфраструктуры электронного правительства является условие обеспечения юридической значимости документов при осуществлении информационного взаимодействия в электронном виде. Основным механизмом обеспечения юридической значимости электронных документов является использование электронной подписи. В целях организации электронного документооборота с использованием электронной подписи в Чувашской Республике в 2006 году был создан удостоверяющий центр, функции которого выполняет Мининформполитики Чувашии. Чувашская Республика является одним из немногих регионов, в которых действует собственный удостоверяющий центр, обслуживающий органы государственной власти, органы местного самоуправления, бюджетные организации на безвозмездной основе. За весь период функционирования удостоверяющего центра (с 2006 по 2015 год) выдано более 14 тысячи сертификатов ключей проверки электронной подписи, из них более 4 тысяч квалифицированных сертификатов. В 2015 году удостоверяющим центром Мининформполитики Чувашии выдано более 1650 квалифицированных сертификатов.

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 года № 2125-р «Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам», Мининформполитики Чувашии проводит работы по внедрению регионального сегмента АИС «Контингент-регион». Внедрение данной системы позволит:

- получать достоверную информацию о фактическом и прогнозируемом количестве детей различных возрастов, что положительно скажется на решении задач управления сетью образовательных организаций;

- более эффективно решать задачи территориального планирования строительства детсадов и школ, решать проблему выравнивания нагрузки на образовательные организации;

- иметь более полную информацию об «образовательных траекториях» детей — где, когда и насколько успешно они учились. Отслеживать влияние образовательного процесса на состояние здоровья, будущую социализацию и профессиональную успешность детей.

В соответствии с Федеральным законом №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Министерством, совместно с УФК по Чувашской Республике и Министерством финансов Чувашской Республики ведется работа по внедрению и развитию Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее – ГИС ГМП), являющейся информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг. ГИС ГМП представляет собой централизованную систему, которая обеспечивает прием, учет и передачу информации между ее участниками, которыми являются администраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, порталы, многофункциональные центры, взаимодействие которых с ГИС ГМП производится через систему межведомственного электронного взаимодействия и позволяет физическим и юридическим лицам получить информацию о своих обязательствах перед бюджетом. Внедрение ГИС ГМП позволит: избавить граждан от необходимости предъявлять документы, подтверждающие факт внесения платы за услугу, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг;

 

Открытое правительство

В настоящее время в Российской Федерации проводится активная работа по обеспечению открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления для граждан, которая подразумевает обеспечение открытого доступа к сведениям для всех заинтересованных лиц, в том числе в форме, пригодной для компьютерной обработки (машиночитаемой форме).

В целях обеспечения открытости, в Чувашии в полной мере используются возможности Официальный портала органов власти Чувашской Республики (далее – Портал) созданного еще в 1996 году (В этом году юбилей – 20 лет). На данный момент Портал объединяет более 780 сайтов органов власти, муниципалитетов, организаций, подведомственных органам власти и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Средняя посещаемость портала в будние дни превышает 35 тыс. посещений, в выходные более 17 тыс. посетителей.

В 2013 году портал был модернизирован в результате чего появилась возможность размещать «Открытые данные». Сегодня на ресурсе доступно 122 набора данных. За все время существования портала «Открытые данные» на ресурсе было зарегистрировано более 195 тыс. просмотров, скачено документов около 18 тыс. раз. Отмечу, что по итогам мониторинга региональных порталов открытых данных, проведенного Фондом свободы информации в 2015 году, портал «Открытые данные» Чувашии занял 5 место по России (2014 – 3 место, низкая активность муниципальных органов власти).

В целях организации возможности картографического представления сведений, содержащихся на портале «Открытые данные» была проведена работа по интеграции с Геоинформационным порталом Чувашской Республики (sdi.cap.ru). Данный ресурс предназначен для предоставления актуальной информации из единого источника пространственных данных об объектах, находящихся на территории республики. Ресурс доступен на мобильных устройствах на базе операционных систем Android и iOS. На Геопортале Чувашии можно найти информацию о более чем 240 тыс. объектов республики, которые размещены на более чем 100 информационных тематических картах. В 2015 году на Геопортале появились сведения о результатах проверок соблюдения норм земельного законодательства в 2011–2015 годах и информация о формах собственности на земельные участки.

 

Система высокоточного позиционирования.

На территории Чувашской Республики с ноября 2014 года успешно запущена в тестовую эксплуатацию сеть референцных станций. 7 аппаратно-программных комплексов были установлены в Чебоксарах, Козловке, Шумерле, Канаше, Алатыре, Батырево и Ядрине. Внедрение высокоточных технологий в различные бизнес-процессы, поможет добиться повышения качества и сокращения сроков выполнения дорожных, строительных и геодезических работ, требующих высокой точности измерений, а также снижения стоимости данных работ за счет экономии материалов, трудовых ресурсов и повышения производительности труда. Основными потенциальными потребителями услуг СВТП Чувашской Республики будут организации, осуществляющие деятельность в сфере геодезических и кадастровых работ, землеустройства, архитектурно-строительного проектирования (кадастровые инженеры, геодезисты, БТИ и др.), строительные организации, предприятия агропромышленного сектора, службы ЖКХ, а также ОАО «РЖД» (строительство и эксплуатация ВСМ на территории Чувашской Республики). В соответствии с статьей 10 Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перед Чувашской Республикой встаёт вопрос о создании регионального фонда пространственных данных. В случае отсутствия в субьекте РФ фондодержателя, пространственные данные и материалы, полученные в результате выполнения геодезических и картографических работ, подлежат передаче в федеральный фонд пространственных данных, а предоставление данных материалов будет осуществляться за плату. Функциями фондодержателя планируется наделить вновь создаваемое автономное учреждение Чувашской Республики «Единый центр информационных технологий органов государственной власти Чувашской Республики» Мининформполитики Чувашии (далее – АУ «ЦИТ»). Создание АУ «ЦИТ» планируется провести в несколько этапов, на:

I этапе - 1 квартал 2016 года: Осуществление функций оператора СВТП Чувашии;

II этапе - 4 квартал 2016 года: Передача функций удостоверяющего центра позволит предоставлять платные услуги по выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей и средств электронной подписи для граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

III этапе – 2 квартал 2017 года: Осуществление функций по технической защите информации от несанкционированной утечки данных, неконтролируемого распространения сведений и вмешательства в информационные процессы злоумышленников.

IV этапе - 1 квартал 2018 года: Осуществление деятельности по техническому сопровождению и обеспечению бесперебойного функционирования информационных систем, ресурсов и информационно-телекоммуникационных средств, используемых органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями.

 

Народный контроль.

Еще одним проектом в части открытости деятельности правительства Чувашской Республики стал информационный ресурс «Народный контроль» (далее – портал «Народый контроль»), который заработал в конце 2014 года. С 19 января 2015 года портал «Народный контроль» начал принимать обращения от жителей Чувашии.

Обращения от населения на портал «Народный контроль» принимаются по 8 ключевым направлениям – это жилищно-коммунальные услуги, связь, социальная сфера, бизнес, экология, благоустройство и инфраструктура, дороги и сельское хозяйство. Подать обращение на портал «Народный контроль» могут граждане, имеющие учетную запись и прошедшие авторизацию на портале ЕПГУ. Впоследствии к личному кабинету можно привязать аккаунты социальных сетей ВКонтакте и Facebook.

Портал «Народный контроль» интегрирован с системой электронного документооборота органов власти, что позволяет обеспечить поступление уведомления или обращения жителей республики напрямую в отраслевое министерство или ведомство. Одним из преимуществ ресурса является то, что ответ на запрос поступает гражданину не через месяц, а в течение 10 рабочих дней. Следить за историей своих обращений можно как в личном кабинете, так и на самом ресурсе.

 

Связь

В продолжении доклада отмечу, что ни один из ранее указанных проектов не смог бы существовать без соответствующей инфраструктуры, развернутой на территории Чувашской Республики. В целях предоставления качественных услуг ШПД к сети  Интернет территорию Чувашской Республики охватывает оптическое волокно ПАО «Ростелеком». Кроме этого, в городах республики работает 10 других операторов проводного доступа к сети Интернет. Федеральным проектом «Устранение цифрового неравенства» в срок до 2018 года предусмотрено подключение по оптическим каналам связи 328 населенных пунктов Чувашии с численностью жителей от 250 до 500 человек, что позволит увеличить обеспеченность качественным интернетом до 86% населения республики. В 2015 году филиалом в Чувашской Республике ПАО «Ростелеком» подключены 18 населенных пунктов, в том числе в Моргаушском районе 2 населенных пункта, в Красночетайском – 16 (2016 – Батыревский район 18/18).

В республике действуют 5 операторов сотовой связи (Билайн, МТС, Мегафон, Теле2, Yota), обеспечивающие покрытие всей территории республики. Количество выданных sim-карт составляет 1759 sim-карты на 1 тыс. человек. Мобильный Internet 3G доступен на 95% территории Чувашской Республики. Жителям городов Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Алатырь доступен мобильный интернет в сети 4G.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в РФ» на территории Чувашской Республики ведётся строительство государственной сети цифрового наземного эфирного телерадиовещания. На территории республики будет построено 42 объекта связи, из них – 14 на базе существующих объектов РТРС. На данный момент работы по строительству сети цифрового эфирного телевизионного вещания (ЦЭТВ) начаты на 40 объектах.

С декабря 2013 года (в н.п. Чебоксары, Канаш, Янтиково, г. Алатырь, н.п. Цивильск, Ибреси, Шумерля, Порецкое, Долгий Остров, Трехбалтаево, Новые Айбеси, Красные Четаи и Большие Яльчики) было начато тестовое вещание программ первого федерального мультиплекса РТРС-1 («Первый Канал», «Россия 1», «Россия 2», «НТВ», «Петербург Пятый канал», «Россия Культура», «Россия 24», «Общественное телевидение России», «ТВ Центр» и «Карусель», а также радиостанции «Маяк», «Радио России» и «Вести ФМ»). Общий охват населения сигналом первого мультиплекса достигает более 990 тыс. человек.

Также в мае 2015 года в г. Чебоксары начал тестовое вещание цифровой пакет второго мультиплекса РТРС-2. В результате еще 10 телевизионных программ в цифровом качестве могут смотреть жители столицы Республики. В ближайшее время планируется включение пакета РТРС-2 в н.п. Кочино, что позволит смотреть цифровые телеканалы жителям Новочебоксарска. Совокупный охват населения телевизионным цифровым вещанием после завершения строительства всех 42 объектов связи по данным системного проекта должен составить 99,45%.

 

Информационная безопасность

Следует отметить, что работы в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе мероприятия по созданию и модернизации информационных систем, необходимо осуществлять в соответствии с требованиями законодательства в области защиты информации. В соответствии с Положением о системе защиты информации в Чувашской Республике министерство с 2015 года исполняет функции головного подразделения по технической защите информации, не составляющей государственную тайну. Анализ организации работ органами исполнительной власти по технической защите информации показывает недостаточную проработку вопросов обеспечения технической защиты информации, в том числе по реализации мероприятий, связанных с оценкой эффективности реализуемых мер по защите информации, аттестацией объектов информатизации по требованиям безопасности информации, применением сертифицированных средств защиты информации. В целях выполнения требований  законодательства о защите персональных данных в 2015 году продолжены работы по защите информации, обрабатываемой в информационных системах Республиканского центра обработки данных Чувашской Республики.

Считаем необходимым обратить особое внимание руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления на вопросы кадрового обеспечения штатными специалистами по ТЗИ.

 

Итоги

 

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации, а также в целях дальнейшего использования информационно-коммуникационных технологий в республике принята Концепция информатизации Чувашской Республики, в которой определяются основные цели, принципы и направления деятельности по дальнейшему использованию информационно-коммуникационных технологий в Чувашской Республике на период до 2018 года.

В рамках региональной информатизации в Чувашской Республике создана базовая информационно-телекоммуникационная инфраструктура, сформированы основные органы управления региональной информатизацией, введены в эксплуатацию отраслевые и инфраструктурные региональные информационные системы, в том числе предназначенные для электронного взаимодействия.

Для автоматизации деятельности и управления отдельными отраслями экономики на сегодняшний день созданы интегрированные информационные системы в сферах образования; жилищно-коммунального хозяйства; здравоохранения; регистрации актов гражданского состояния; социального обеспечения.

В планах на 2016 год предусмотрено:

- внедрение сервисов межведомственного взаимодействия по предоставлению сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния;

- внедрение сервисов межведомственного взаимодействия по предоставлению сведений в сфере образования;

- дальнейшее развитие геопортала Чувашии в части создания сервиса ведения муниципальных адресно-цифровых планов;

- продолжение работы по развитию сервисов СМЭВ  (СМЭВ 3.0).

- создание «Центра Информационных Технологий» Чувашской Республики

Таким образом – Министерство продолжит работу по дальнейшему развитию в республике информационных технологий и связи на благо граждан и организаций.

 

Прикрепленные файлы

26.02 Презентация к выступлению заместителя министра информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики А.Н. Сидоренко на расширенном заседании коллегии
Скачать
(ppt,   9,29 Mb)