Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Цифра аталанăвĕпе информаци политикин тата массăллă коммуникацисен министерстви

Что сделать, чтобы стратегия цифровой трансформации заработала

Что сделать, чтобы стратегия цифровой трансформации заработала

Об авторе: Кристина Майнина, министр цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики

Стратегии развития регионов разработаны, согласованы с соответствующими федеральными органами власти, опубликованы, и работа по реализации этих стратегий уже начата. Но для достижения по-настоящему значимых результатов необходимо обратить внимание на подход, применяемый при реализации стратегий цифровой трансформации, в частности, при автоматизации деятельности органов власти.

В каждом органе власти регионов назначены «цифровые капитаны», зачастую это заместители руководителей субъектов РФ, в зону ответственности которых входит помимо отраслевых направлений совсем недавно появившееся понятие «цифровая трансформация». Теория «цифровой трансформации» гласит, что для достижения максимальных результатов важно не только увеличивать процент внедрения информационных технологий в различных сферах, но и оптимизировать текущие функции органов власти и процессы, лежащие в их основе, с целью их ускорения, повышения качества услуг, оказываемых гражданам, и минимизации затрат. Для того чтобы научить видеть неоптимальные процессы, научиться их исправлять и далее переводить в электронный вид, уже не первый год действуют различные курсы подготовки руководителей цифровой трансформации, которые меняют взгляд региональных министров и их заместителей коренным образом.

Чувашия тоже идёт по этому пути, и для того, чтобы сдвинуть вектор государственного управления в сторону цифровизации, упорно начала отправлять госслужащих на образовательные программы по цифровой трансформации. Начали с «цифровых прокачек» с АНО «Цифровая экономика», «провели» прокачки бизнеса, культуры и туризма, спорта. Кстати, самый большой эффект имела «цифровая прокачка» спорта, поскольку лично приезжал экс-заместитель министра спорта РФ Андрей Сельский, от начала до конца с большим интересом участвовал министр физической культуры и спорта Чувашской Республики Василий Петров, который по итогам поставил своей отрасли задачу войти в Топ-10 по цифровизации к концу года. Далее пошли обучающие семинары от партнёра республики, компании «Сбер», которые помогли объединить региональных цифровых трансформаторов единым понятийным аппаратом, научить их выходить за рамки отраслевого мышления и работать сообща над единым цифровым проектом. Сильно продвинуться позволил Университет 2035 и программа «КЛИК», которую провели в Чувашии в форме очной стратегической сессии в марте 2021 года. Благодаря этому в отраслях зародились проекты цифровой трансформации, которые команды продумали глубже, работая уже над стратегией цифровой трансформации.

В итоге Чувашия вошла в Топ-3 по России по количеству обученных по проекту «Методы и технологии, основанные на работе с данными» Университета 2035 – 90 человек мы пропустили через этот курс. Одной из самых масштабных для Чувашии также стала программа Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС, Чувашия превысила выделенную квоту на 33%, направив 92 служащих на переподготовку.

Все вышеуказанные обучающие программы подготовили почву для написания Стратегии цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. Когда стал выбор, сколько отраслей будет включено в этот стратегический документ – сомнений не было, взяли максимум – 17 отраслей. Стратегия сегодня предусматривает реализацию 128 региональных и федеральных проектов внедрения цифровых технологий, в том числе по шести ключевым направлениям – государственное управление, образование и наука, здравоохранение, транспорт и логистика, развитие городской среды и социальная сфера, а также по 11 дополнительным отраслям. Чувашская Республика вошла в Топ-3 по количеству выбранных отраслей для стратегии трансформации среди всех субъектов Российской Федерации.

Итак, документ утверждён, разрабатывается на его основе программа цифровой трансформации, уже с конкретикой и источниками финансирования.

Внедрение информационных технологий в деятельность государственных органов должно быть стратегическим, исключающим лоскутную автоматизацию. Как избежать лоскутной автоматизации и обеспечить внедрение межотраслевых платформ в отраслях экономики? Что сделать, чтобы стратегия цифровой трансформации заработала?

Чувашия движется по пути централизации IT-ресурсов, причём консолидации и стандартизации как внутренних IT-сервисов, обеспечивающих деятельность органов власти (телефония, закупка и обслуживание компьютерной техники и оргтехники, закупка программного обеспечения, сопровождение государственных информационных систем, разработка документов в области информационной безопасности и т.д.), так и внешних IT-сервисов, направленных на внедрение новых платформенных решений, которые упрощают взаимодействие государства и бизнеса, государства и гражданина.

Обеспечение централизованных IT-служб для нужд органов власти в республике выполняют два учреждения. Одно из них – автономное учреждение Чувашской Республики «Центр информационных технологий», он занимается вопросами предоставления IT-услуг в соответствии с SLA, заключёнными с органами власти. Другое – недавно созданное АНО «Центр цифровой трансформации Чувашской Республики» (ЦТТ), проектный офис по цифровизации и офис по управлению данными в республике.

Создание АНО «Центр цифровой трансформации Чувашской Республики» позволило решить очень важную задачу: отделить стратегические вопросы и процессы проектирования, создания и развития информационных систем региона от процессов, связанных с их эксплуатацией и обслуживанием.

Основной задачей АНО ЦЦТ является координация и контроль реализации запланированных мероприятий стратегии цифровой трансформации Чувашской Республики. В частности, мероприятий, связанных с созданием, модернизацией, эксплуатацией или выводом из эксплуатации информационных систем, то есть централизованное управление жизненным циклом информационных систем. Первоначально нужно выстроить процессы совместной деятельности отраслевых органов власти, их «цифровых капитанов» и ЦЦТ, разделить работу по формированию бизнес-требований к создаваемым или модернизируемым информационным системам (это должны делать специалисты, хорошо знающие соответствующие бизнес-процессы и отвечающие за определение бизнес-контекста запланированного мероприятия) и функциональных требований к системе (здесь требуются квалифицированные IT-специалисты). Последовательное проведение таких работ позволит сформировать чёткую связь бизнес-целей и используемых технических решений.

На первом этапе необходимо:

  • определить процессы, лежащие в основе реализации функций каждого органа власти;
  • оценить степень автоматизации каждого процесса, и, соответственно, функции в целом;
  • вычислить потенциал оптимизации и необходимость автоматизации каждого процесса;
  • построить бизнес-ориентированную IT-архитектуру каждого ведомства, установить между ними чёткую связь.

Такой подход даст возможность детально проанализировать ситуацию и расставить приоритеты цифровой трансформации таким образом, чтобы максимально устранить разрывы между текущими и целевыми значениями выбранных показателей, оптимизируя при этом расходы ограниченных бюджетных средств. Говоря простым языком, потратить деньги там, где это принесёт наибольший эффект, в том числе – не создавать информационные системы там, где это не принесет требуемого результата. В определении таких приоритетов, разрывов и эффективных точек приложения ресурсов и заключается работа руководителей цифровой трансформации.

Специалистам ЦТТ предстоит очень большая и серьезная аналитическая работа. Предстоит до конца года разработать единую методологию управления проектами со стороны государственного IT-заказчика, единый стандарт разработки ТЗ на создание и модернизацию государственных информационных систем (ГИС). В 2022 году предстоит создать региональную систему управления данными, чтобы данные были отделимы от обрабатывающих их информационных систем.

В основу закладываются следующие принципы: данные, которые нужны другим системам, должны быть размещены на витринах региональной системы управления данными; должен быть обеспечен однократный ввод данных с последующим их многократным использованием.

Для этого в текущем году АНО приступает к инвентаризации данных, определению мастер-данных и созданию технологических карт интеграционных схем между ГИС.

Процесс сложный. С учётом отсутствия в данный момент в регионах практики цифровой трансформации крайне важен своевременный обмен приобретаемым опытом в данной сфере между регионами, отечественными разработчиками программного обеспечения, созданного на основе лучших практик и методологий в данной сфере.

Минцифры Чувашии, со своей стороны, готово к такому взаимодействию и призывает активные регионы к сотрудничеству и взаимодействию.



D-Russia.ru.