Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Цифра аталанăвĕпе информаци политикин тата массăллă коммуникацисен министерстви
Бизнес сможет обжаловать решения надзорных органов через "Госуслуги"
Эксперимент будет проходить до 30 июня 2021 года
Эксперимент по досудебному обжалованию бизнесом решений надзорных органов - МЧС, Росздравнадзора и Ростехнадзора - начинается в России 17 августа, следует из постановления правительства РФ.
Эксперимент будет проходить до 30 июня 2021 года, говорится в постановлении. Кроме решений контрольных и надзорных органов, дистанционно можно будет оспорить и назначение плановой или внеплановой проверки. На принятие решения по обращению госоргану отведут два дня. По истечении этого срока он должен будет либо приостановить исполнение обжалуемого решения, либо отказать в этом.
Индивидуальным предпринимателям для оформления обращения потребуется простая или усиленная электронная подпись, предприятиям - усиленная квалифицированная электронная подпись. Подавать жалобы бизнес может через личный кабинет в информационной системе "Госуслуги".
Эксперимент позволит обжаловать решения или предписания контрольных органов в области пожарной и промышленной безопасности, качества лекарств и медпомощи, а также надежности гидротехнических сооружений. В случае, если он будет признан удачным, досудебное обжалование планируется распространить на другие виды контроля и надзора.
Оценка бизнес-объединений
Эксперимент по досудебному обжалованию решений надзорных органов будет иметь позитивный эффект, считают представители крупнейших российских деловых объединений.
"Такой механизм имеет особое значение в сегодняшних условиях, когда предпринимателям важно восстанавливать и развивать свой бизнес, который у многих пострадал от действовавших во время пандемии необходимых ограничений, ускорить процедуру и при этом не увеличивать нагрузку на суды", - сказала ТАСС руководитель экспертного центра "Деловой России" по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева.
По ее словам, эффективность механизма будет зависеть от "критичности оценки деятельности контролирующих органов органами надзора, а также справедливой оценки доводов". "Также важно для оценки результата, насколько аргументированными и обоснованными будут сами жалобы предпринимателей. Если предприниматели научаться правильно, без злоупотреблений использовать этот эксперимент, а органы надзора будут давать справедливую оценку доводам жалобы, то этот инструмент может стать востребованным и способствовать улучшению делового климата, снижая административное давление на предпринимателей", - считает Авдеева.
Она полагает, что такой механизм следует распространить на все контролирующие органы. Эксперт предлагает его дополнить, если речь идет о жалобе физического или юридического лица на действия компании. "Можно было предусмотреть механизм, согласно которому контролирующий орган давал бы компании срок урегулировать вопрос, послуживший основой для жалобы, самостоятельно в определенный срок, если, конечно, вопрос жалобы не связан с рисками для жизни и здоровья одного или нескольких лиц. Такой механизм в еще большей мере снизил бы нагрузку и оптимизировал бы работу в том числе контролирующих органов и органов, осуществляющих надзор за контролирующими", - отметила руководитель экспертного центра.
Первый вице-президент "Опоры России" Марина Блудян уверена, что возможность досудебного обжалования результата или факта проверок "очень важна". "Потому что предприниматели теряют много времени в судах, а на это уходят деньги и ресурсы. Досудебное обжалование - более экономичный и достаточно эффективный способ, многие вещи могут решаться на досудебном уровне. Поэтому это большое подспорье для предпринимателей. Мы не будем годами сидеть в судах, судебная система разгрузится", - пояснила она.
Блудян добавила, что портал "Госуслуг", через который бизнес может подавать жалобы, "прозрачен и для органов прокуратуры, и для вышестоящих организаций".