Сетевое детство
Количество пользователей сайтов с детским контентом за 2019 год увеличилось до 26 миллионов человек – таковы данные отраслевого доклада «Детский Рунет 2019», подготовленного Институтом исследований интернета.
В том же исследовании содержатся данные опроса, согласно которым 79,1% родителей юных интернет-пользователей следят за тем, что их дети делают в Сети, 20% не интересуются этим вопросом, и еще 1% респондентов затруднились с ответом. Кроме того, 72,5% родителей считают актуальной проблему защиты персональных данных детей, 13,8% с этим не согласны, 8,6% не нашлись с ответом по этому поводу, а чуть более 5% вообще не слышали о проблеме защиты персональных данных.
«По данным нашего опроса, 85% детей не могут обойтись без гаджетов. Современные школьники активно пользуются многими возможностями, которые предоставляет цифровой мир. Однако ребята, которые не сталкивались с угрозами на практике, скорее поверят в огромные выигрыши, могут ввести данные банковской карточки на подозрительном сайте или перейти по сомнительной ссылке от знакомого в мессенджере, скачать зараженный файл. Для того, чтобы избежать возможных неприятностей, сейчас и в будущем, важно развивать у школьников цифровую грамотность и воспитывать навыки этичного общения в сети», — говорит руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко.
«Однако мы понимаем, что уровень цифровой грамотности сегодня остается все еще не на достаточно высоком уровне, поэтому, на наш взгляд, важно уделять этому вопросу больше внимания, особенно в рамках образовательного процесса, в частности, на уроках информатики. Детям важно изучать, например, не только общие аспекты, связанные с вопросами безопасного использования интернета, но и узнавать больше о защите данных в цифровой среде, о том, как обеспечить приватность, а также о влиянии цифровых технологий на окружающую среду, методах социальной инженерии и многом другом», — уверен Андрей Сиденко.
Обучение безопасности
Директор РОЦИТ Сергей Гребенников также выступает за то, чтобы в рамках уроков обществознания или ОБЖ были введены уроки цифровой грамотности, пусть на эту тему сейчас и начали говорить во время изучения таких предметов, как «Информационные технологии» или «Информатика».
«Но цифровую среду, на мой взгляд, нужно преподавать не как техническую, а как гуманитарную науку. Очень важно смотреть на эту проблему именно с гуманитарной точки зрения. Когда дети будут выпускаться из школы, у них будет багаж знаний по использованию информационных технологий для жизни. На уроках обществознания учат многим вещам, связанным с государством, но при этом там не дают знаний о том, как пользоваться сервисом государственных услуг и так далее. Это очень важно, и нужно начинать это делать», — не сомневается эксперт.
Цифровой диктант, который ежегодно проводит РОЦИТ, показывает, что у детей в категории от 7 до 13 лет достаточно высокий уровень цифровой грамотности, но это, возможно, связано с тем, что вопросы поданы в игровой манере, соответствующей аудитории, рассказывает Гребенников. Но при этом один из наиболее низких уровней цифровой грамотности демонстрируют подростки в возрасте от 14 до 17 лет, то есть как раз те, кто учится в школе, активно пользуется гаджетами, интернетом и так далее.
«По сути, ребенок, который сейчас выходит из школы, недостаточно осведомлен о безопасности в интернете, и это не хорошо. На этом нужно делать серьезный акцент. Уроки цифровой грамотности нужны уже сегодня. Программа цифровой экономики уже продлена до 2030 года. Президент, премьер-министр делают серьезную ставку на развитие ИТ в нашей стране, и чтобы это было реализуемо, нам будет необходимо большое количество специалистов в этой области. А для того, чтобы привлечь выпускников школ к работе в ИТ-сфере, нужно им показать, из чего она состоит, как она работает, и прочее», — рассуждает глава РОЦИТ.
Опереться на успешный зарубежный опыт в данном случае не удастся – в разных странах процесс идет по-разному, но Сергей Гребенников не может сказать, что где-то уроки цифровой грамотности были внедрены особенно успешно. Россия может быть первой страной, где это будет реализовано на государственном уровне, подчеркивает эксперт.
«Что касается знаний в области интернета – конечно, можно возложить обязательства на родителей, но ведь мы не обязываем их, например, обучать детей математике. Для этого есть профессиональные учреждения, такие как детские сады, школы и университеты, где детей и подростков учат определенным вещам. Точно также и здесь: это определенные знания, и не каждый родитель должен обладать знаниями в сфере ИТ, чтобы учить ребенка. Конечно, необходимы какие-то базовые навыки, которым также необходимо научить ребенка», — говорит Сергей Гребенников.
Глава РОЦИТ подчеркивает, что сегодняшний ребенок – это завтрашний взрослый, и если его в школе научили базовым принципам работы с информационными технологиями, то через 7-10 лет у него родится ребенок, и он уже тоже будет вооружен этими знаниями.
«Поэтому я уверен, что вводить уроки цифровой грамотности нужно сейчас, а не через год, два или десять лет. Мы должны сейчас обучить этому детей, чтобы они смогли передать эти знания уже своим детям, когда станут родителями. Так мы подготавливаем общество к тому, что у нас повсюду будут информационные технологии», — не сомневается эксперт.