Про интернет, связь и госуслуги: что ждет Чувашию на пути к цифровизации
Полтора года назад Министерство информационной политики и массовых коммуникаций было переименовано и получило новую приставку – цифрового развития. Что поменялось в связи с этим новым направлением деятельности? Действительно ли Чувашия идет по пути цифрового развития?
Министр Михаил Анисимов рассказал cheb.media о том, какие кардинальные изменения произошли за это время.
Развитие систем связи
– Для себя мы разделяем отрасль на несколько основных блоков, и первый из них достаточно большой – развитие систем связи. Без внедрения инфраструктуры связи мы не сможем развивать ни один процесс, связанный с цифровой экономикой. Что здесь сделано?
В рамках национальной программы «Цифровая экономика» принято решение о подключении всех социально значимых объектов к высокоскоростному интернету. Начиная с 2012 года, республика работала в этом направлении и многое уже сделала. Для сравнения, нам предстоит подключить около тысячи объектов, а Марий Эл – в три раза больше.
В июле Минкомсвязи России провели аукцион по первому этапу, победителем оказался Ростелеком. На этом этапе будут подключены следующие типы социальных объектов: образовательные учреждения (имевшие доступ к интернету со скоростью менее 50 Мбит/с), пожарные части и посты, органы местного самоуправления, также начнется подключение фельдшерских акушерских пунктов.
«Последние мили»
Это всё, конечно, хорошо, но в республике есть ряд населенных пунктов (их 15 и все они в Алатырском районе), в которых нет даже голосовой связи, в общей сложности там проживает 108 жителей. Также довольно много населенных пунктов, где нет интернета на достаточно хороших скоростях. Здесь надо что-то строить, чтобы провести оптоволокно.
Сейчас рассматривается и даже уже прошел публичные слушания законопроект по подключению к интернету населенных пунктов численностью от 100 человек. Задача до 2024 года – обеспечить такие населенные пункты качественной связью.
Мы с вами живем всё-таки в XXI веке, и у каждого должна быть возможность общаться с родными и близкими, получать услуги в режиме онлайн, не выходя из дома.
И как раз в рамках реализации этого большого проекта перед исполнителями стоит задача – в каждом населенном пункте, куда приходит оптика, в обязательном порядке создать узел связи. Что это значит? «Последнюю милю» обеспечения связи может делать любой частник, маленькая организация, которая сможет развивать инфраструктуру связи.
Также мы планируем решить вопрос с сотовой и беспроводной связью в этих населенных пунктах, поскольку в ближайшее время будут определены единые тарифы на присоединение к узлу связи, на основании которых можно будет развивать коммерческие услуги другим операторам.
Беспроводные сети
Большой проект также реализуется по так называемым беспроводным сетям передачи данных. Мы понимаем, что объектов много, и до всех дотянуть оптику достаточно дорого. Этой весной в Чувашии перешли на цифровое вещание, для чего была создана большая инфраструктура – 42 передающие станции по всей республике. До конца года планируем подключиться к этим каналам связи и запустить сеть технологии LTE 450 МГц. А уже через нее социально значимые организации, в частности ФАПы, будут подключаться по технологии беспроводного вещания. Кто будет этим заниматься, пока неизвестно, сейчас как раз принимаются заявки на конкурс.
Защита персональных данных
Много говорится о том, что персональные данные должны быть защищены. В рамках реализации этой технологии будут созданы две сети передачи данных: для центральных избирательных комиссий и образовательных учреждений. Начиная с будущего года, те образовательные учреждения, которые попали в контракт по подключению к высокоскоростному интернету, будут оснащены защищенными каналами и присоединены к единой сети передачи данных.
Качественная связь – везде
Сейчас у нас принимается комплексная программа развития сетей связи. В частности, с сотовыми операторами мы поставили задачу на 2020-21 годы – покрыть практически все федеральные трассы качественной связью.
Одной из нерешенных проблем в Чебоксарах является отсутствие хорошей связи в новых микрорайонах. К сожалению, когда они планировались, изначально не были предусмотрены структурные объекты связи. Получилось так, что два больших микрорайона – «Лента» и Новый город – находятся вне зоны качественной связи.
По Новому городу мы совместно с мэрией не раз проводили общественные слушания, но, увы, у жителей возникают какие-то вопросы, боязни, фобии, и они выступают против строительства объектов связи. Сейчас мы хотим, чтобы в Новом городе появились по крайней мере четыре опоры двойного назначения. Это такие столбы, на которых помимо объектов передачи данных можно установить освещение и камеры «Безопасного города». Думаю, что до весны вопрос будет решен.
Новый геопортал
Буквально в начале года мы реализовали достаточно интересный проект, связанный с открытыми данными, так называемый геопортал – «Региональный портал пространственных данных Чувашской Республики» по адресу geo.cap.ru. Уже сейчас можно увидеть массу слоев, полезных жителям республики. Это и актуальная карта площадок вывоза ТБО, места оказания бесплатной юридической помощи, объекты культурного наследия. Последнее из того, что было сделано, – совмещение космической съемки с данными Росреестра: можно сравнить, совпадают ли зарегистрированные участки с фактическими площадями, которые они занимают. Пока геопортал заполняется, ведутся внутренние работы, но кое-какие сервисы уже доступны. Запустить планируем в начале следующего года.
Расширение сферы электронных услуг
Мы обновили портал МФЦ, где появились новые функции. Так, теперь вы можете посмотреть статус своего обращения, оценить качество предоставляемых услуг.
В начале следующего года у нас будет полностью обновлен портал «Народный контроль», в котором реализованы интерактивные сервисы. Изменятся модуль личного кабинета и механизм подачи заявления в органы исполнительной власти, появится возможность проведения голосований и опросов населения. Кстати, поступившие на портал обращения рассматриваются в течение десяти дней.
Также в следующем году планируются изменения портала Госуслуг. Сегодня на нем зарегистрированы 73 % наших жителей возраста 14+ (из них примерно 14 % старше 55 лет). Причем регулярно порталом пользуются больше половины зарегистрированных: практически все сопутствующие сервисы подразумевают авторизацию на «Госуслугах» – сервисы Налоговой службы, Пенсионный фонд, Росреестр, даже электронный дневник и многие другие.
В прошлом году много услуг было переведено в электронный вид, например, мы были одними из первых, кто перевел услугу «Получить разрешение на строительство» в электронный вид.
Поэтому наша цель – свести к минимуму общение граждан с чиновниками. Проект МФЦ был довольно интересен, но стоит задача более глобальная – за шесть лет порядка 90 % услуг перевести именно в электронный вид, которые можно будет получать через портал Госуслуг.
Кроме того, сейчас стоит задача развития суперсервисов. Их пока назначено 25: это сервисы, которые в автоматическом режиме будут предоставлять государственные услуги, не требуя дополнительные документы – их будут искать в смежных системах. В зависимости от жизненной ситуации будет предоставляться требуемый набор услуг.
Вместе со свидетельством о рождении ребенка можно сразу получить СНИЛС, полис обязательного медицинского страхования. А если у вас появился второй ребенок, то система вам подскажет, на получение каких услуг вы имеете право.
Также будут оказываться услуги в проактивном режиме – для этого необязательно подавать заявление, документы будут готовиться по факту наступления того или иного события.
Передачи НацТВ – в эфире ОТР
С 15 апреля Чувашия перешла на цифровое вещание. Таким образом, жители даже самых удаленных населенных пунктов, которые не имели кабельного телевидения, бесплатно получили 20 каналов. И с 29 ноября у нас на 9 кнопке, на канале «ОТР», будут выходить в эфир передачи Национального телевидения Чувашии – пока в объеме двух часов, но в дальнейшем планируется довести эфирное вещание до пяти часов.
В республике расширяется сеть радиовещания. В сентябре-октябре этого года запустили нескольких новых передатчиков «Тăван радио». Благодаря этому программы популярной радиостанции могут слушать жители Шемуршинского, Батыревского, Комсомольского, Яльчикского, Шумерлинского, Алатырского, частично Канашского и Ибресинского районов.
Продолжим работу и в следующем году.
Отслеживание соцсетей как система обратной связи
С одной стороны мы говорим о минимизации общения люди – чиновники, но с другой стороны наши жители должны быть услышаны. Как это сделать? Сейчас с развитием интернета появились разные механизмы коммуникации, и одной из востребованных информационных площадок становятся социальные сети.
В 2018 году была внедрена система «Инцидент менеджмент», которая мониторит пять соцсетей: Вконтакте, Инстаграм, Фейсбук, Одноклассники и Твиттер. Специальное программное обеспечение отслеживает реакцию граждан на действие властей: негатив, жалобы, вопросы, отзывы, которые они пишут в своих постах. Система направляет эти сообщения кураторам, а уже те перераспределяют их в соответствующие ведомства или муниципалитеты. В день бывает по-разному, самое большое число инцидентов за сутки – порядка 140. На каждый дается ответ личным сообщением. Пока лучше всех реагируют и оперативно дают ответы Минздрав и чебоксарская мэрия.
Следующий большой блок – цифровизация экономики. Об этой глобальной задаче читайте в нашем следующем репортаже.
Текст: Ольга Архипова
15:03
Электронное правительство,
Телекоммуникации и связь,
Интернет,
Цифровое эфирное телевидение,
Информационная безопасность,
Развитие геоинформационного обеспечения,
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (Госуслуги),
Электронные услуги для граждан,
Развитие медиа,
Национальное телерадиовещание