Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Цифра аталанăвĕпе информаци политикин тата массăллă коммуникацисен министерстви

Эксперт: переход на цифровое правительство в РФ даст экономию 2,5% ВВП ежегодно

Реализация принципов цифрового правительства, использование "больших данных" (big data) и других технологий может дать экономический эффект в $43 млрд в год, или почти 2,5% от ВВП России. Такой прогноз дал руководитель направления стратегических проектов компании Microsoft Александр Данилин.

"Суммарные эффекты, которые были насчитаны для разных областей (всего девять направлений - здравоохранение, транспорт, умные города и т.д.) составили примерно $43 млрд в год. Я попробовал сравнить это с ВВП страны, получилось примерно 2,4% от ВВП", - сказал Данилин, добавив, что это колоссальная цифра.

"С одной стороны она большая, с другой стороны она более-менее реалистичная. В России первые 12 лет этого тысячелетия средний рост ВВП составлял более 5% в год", - заключил он. При этом суммарные эффекты, получаемые в областях за рамками госуправления, по подсчетам Данилина, на порядок превзойдут результаты от повышения эффективности работы органов госвласти.

Эксперт также отметил, что цифровое правительство нельзя рассматривать только лишь как информатизацию органов государственной власти. В его понимании, цифровое правительство предполагает ориентацию на данные. С их помощью, например, можно своевременно определять эпидемии, ставить более точные диагнозы пациентам, строить транспортные магистрали с эффективной организацией пассажиропотока, исключать незаконные операции с природными ресурсами. Так, одним из наглядных примеров применения технологии "больших данных", которым мы пользуемся уже сейчас, является сервис "Яндекс пробки".

Данных много, нет структуры

Понятие "больших данных" часто раскрывают через четыре присущих им критерия: объем данных, вариативность их форм, достоверность и скорость накопления.

Если говорить о перспективах использования "больших данных" в госсекторе не только в двух столицах, но и в масштабах всей России, то "как правило, у нас нет ни объема данных, ни достоверности этих данных", отмечает начальник управления информационных технологий Аналитического центра при правительстве РФ Александр Малахов. Объясняется это тем, что бумага до сих пор остается традиционным способом передачи информации между российскими госорганами.

По словам Малахова, использование бумажных носителей исключают из определении "big data" еще один базовый критерий - прирост новых данных. "У нас регион большие объемы данных, может, и генерирует, но в системах не содержит", - пояснил он, добавив, что зато недостатка в многообразии форм данных у властей нет.

"Мой опыт работы в информатизации госсектора говорит о том, что данных у нас нет (если рассматривать одновременно федеральный, региональный и муниципальный уровень - прим. ред.). Их нет не просто по объему, их нет в принципе", - заключил Малахов, отметив, что перспективы использования "больших данных" в госуправлении однозначно существуют. К потенциальным отраслям, где можно использовать big data, он отнес транспорт, энергетику, здравоохранение и образование.

Сегодня основным источником государственных данных является федеральная статистика, единая межведомственная информационная система, которая в принципе не использует большие данные, рассказал заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Василий Пушкин.

"Копать надо, страна у нас богатая. Данных много, но они все неструктурированы. Если мы подумаем, то у нас есть Федеральная налоговая служба - содержит весь реестр наших граждан, но налогоплательщиков. Есть Федеральная миграционная служба, которая содержит огромный пласт данных, но тоже не все. Есть МВД - там то же самое. Но почему-то нет одного реестра. Данных много, но есть регуляторика доступа к этим данным", - пояснил советник президента РФ по вопросам развития интернета, председатель совета Института развития интернета (ИРИ) Герман Клименко.

Нет и компетенции

Эксперты международной консалтинговой компании International Data Corporation (IDC), занимающейся изучением рынка информационных технологий, выделили пять составляющих, необходимых для успешного применения технологии "больших данных", - сами данные, желание этих данные использовать, адаптация технологий, отлаженные процессы и персонал.

"Надо учитывать, что не все ведомства с охотой данные отдают. Между ведомствами есть конкуренция", - сказал Клименко, комментируя ситуацию с "большими данными" в России.

Советник президента по вопросам развития интернета также отметил, что сейчас остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов, в частности программистов- медиков, которые имеют опыт работы с "большими данными".

"Без наличия компетенций в предметной области, без умения пользоваться инструментами big data мы никогда ничего не проанализируем, даже если у нас будут все данные", - добавил начальник управления информационных технологий Аналитического центра при правительстве РФ Александр Малахов. Сегодня в России работать с "большими данными" учат в "Яндексе", "Билайне", Высшей школе экономики и т.д.

Ряд экспертов сравнивают работу с big data с добычей полезных ископаемых. Для того, чтобы получить отдачу от данных на максимальном пределе практичности, требуется качественная информация или smart data ("умные данные"), технологии и профессиональные аналитики, которых в России пока немного.



Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/ekonomika/3941122

 



ТАСС
14 января 2017
16:24
Поделиться