Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Цифра аталанăвĕпе информаци политикин тата массăллă коммуникацисен министерстви

Медиапотребление сегодня: пять основных фактов

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследований об отношение россиян к СМИ: 5 основных тенденций.

№ 1. «Телевидение VS интернет: в борьбе за аудиторию». Главным источником новостей о событиях в стране для большинства наших сограждан по-прежнему остается телевидение, однако его популярность снижается (62% в 2015 г., 57% в 2016 г.). В то же время интернет (включая информационные сайты, социальные сети и блоги) сегодня используют для поиска новостных материалов 27% всех опрошенных (в 2015 г. – 22%). Однако можно предположить, что в дальнейшем это число будет только расти, поскольку уже сегодня сеть является главным источником новостей для 62% 18-24-летних, 47% 25-34-летних.

№ 2. «TV – «зомбоящик» или окно в мир?». Оценка воздействия ТВ на зрителей за последние 25 лет ухудшилась. Так, если ранее (1989 г.) 73% считали, что телевидение повышает моральный уровень людей, то сегодня (2014 г.) об этом говорят 46%. В то же время в пять раз стало больше тех, кто отмечает ухудшение нравственности общества под воздействием просмотра телеканалов (с 8% до 38%).  Каждый третий россиян (35%) уверен: если в течение месяца люди не смогут смотреть телевизор, это пойдет им лишь на пользу (с 18% в 1989 г.), однако 51% респондентов думают, что это все же будет значимой потерей.

№ 3. «СМИ: доверяй, но проверяй?». Несмотря на снижение интереса, телепередачи центральных каналов остаются в лидерах рейтинга доверия средствам массовой информациитри четверти россиян (75%) им верят. Показатель региональных ТВ ниже (65%). Другие же СМИ вызывают доверие менее чем у половины опрошенных, а абсолютными аутсайдерами являются зарубежные телепередачи, газеты, журналы и т.д.: им доверяют только 15% наших сограждан. Интересно, что группа доверяющих традиционным СМИ практически не верит новым медиа, в то время, как группа доверяющих новым СМИ при определенных условиях готова верить и традиционным.

№ 4. «Новости: о принципе объективности». Объективность освещения информации, по мнению населения, зависит от тематики: если новостные материалы о природных катаклизмах (72%), а также деятельности главы государства (62%) и положения России на мировой арене (53%) более половины граждан считают скорее непредвзятыми, то в отношении других тем (положение дел в экономике, деятельность оппозиции и др.) подобного единодушия уже не наблюдается.

№ 5. «Печатные и электронные материалы – будущее рассудит?». Печатные СМИ читают около трех четвертей наших сограждан (77%)в том числе 12% - ежедневно, 31% - два-три дня в неделю, 26% - пару раз в месяц, 8% - хотя бы несколько раз в год. Интернет-версии печатных изданий пользуются меньшей популярностью – к ним обращаются 58% опрошенных (однако доля ежедневной аудитории выше, чем у бумажных аналогов – 18%). Прессу чаще читают люди пенсионного возраста – 84% (против 61% от 18 до 24 лет), тогда как онлайн-пользователи СМИ – это скорее молодежь – 80% 18-24-летних (против 29% старше 60 лет). Большинство наших сограждан (73%) признались, что не готовы совсем отказаться от бумажных СМИ. Однако доля тех, кто заявил, что может полностью перейти на чтение электронных медиа, уже составляет 17%. Представители молодежных групп выражают подобную решимость в два раза чаще, чем в среднем по выборке (36%), тогда как люди пенсионного возраста, напротив, крайне редко (4%).

Данные комментирует генеральный директор Фонда ВЦИОМ, кандидат психологических наук Константин Абрамов: «Революция в сфере потребления медиа происходит в течение последних десятилетий на наших глазах, и данные исследований ВЦИОМ лишь подтверждают тенденцию ухода большой части молодой аудитории в потребление информации через интернет, отказ от печатных изданий, гаджетомании. И если ранее традиционные источники информации (в первую очередь ТВ), по мнению наших граждан, считались более объективными и заслуживающими доверия, то и этот показатель в последние годы снижается. Еще один тренд: в зависимости от предпочтений человека, от его мотивации потребления, медиа предлагают разные каналы доставки и форматы, все более индивидуализированные».

Инициативные всероссийские опросы ВЦИОМ проведены в 2014-2016 гг. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки (при каждом опросе) 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Как Вы думаете, следующие события российские средства массовой информации освещают скорее объективно, скорее приукрашивая действительность или скорее показывают события хуже, чем они есть?... (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %)

 

 

Скорее приукрашивают действительность

Скорее показывают события объективно

Скорее показывают события хуже, чем они есть

Затрудняюсь ответить

Наводнения, землетрясения, пожары, другие стихийные бедствия

I.2016

14

72

7

7

V.2015

14

71

7

8

Деятельность президента

I.2016

27

62

3

9

Положение России на международной арене

I.2016

27

53

6

14

V.2015

23

53

8

16

События на Украине

I.2016

27

48

14

11

V.2015

21

51

17

11

Деятельность других органов власти

I.2016

38

42

4

15

V.2015

49

38

4

10

Положение дел в экономике страны

I.2016

43

38

7

13

V.2015

44

36

8

12

Деятельность оппозиции

I.2016

17

38

14

31

V.2015

23

35

20

22

 

 

Первоисточник: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116026

 



13 января 2017
16:35
Поделиться
;