Искусство регулирования отрасли – правильно использовать организационный потенциал государства
Перспективные направления развития отрасли телекоммуникаций стали основной темой Первого Международного Форума «Business Models Media & Telecom 2.0: Ключевые стратегии монетизации», который состоялся 8 июня 2011 года в Москве. Открывая первую сессию под общим названием «Сценарии 2.0. Стратегические инициативы государства. Тенденции и перспективы трансформации отрасли» с докладом о ключевых задачах регулятора по развитию управляемой конкурентной среды в отрасли телекоммуникаций выступил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Наум Мардер.
«Эпоха параллельного развития телекоммуникаций и информационных технологий закончилась. Эти две ветви пришли в единую точку, в центре внимания которой оказался потребитель. Причём потребитель не отдельных услуг связи или информационных технологий, а потребитель контента», - подчеркнул замглавы Минкомсвязи России. По его словам, именно потребности и запросы потребителя диктуют подходы к регулированию отрасли информационно-телекоммуникационных технологий.
Потребителю нужен доступ к информационным ресурсам на приемлемых скоростях и по доступным ценам. В результате первой задачей регулятора становится обеспечение доступа к информации. При этом необходимо учитывать особенности России – протяжённость территории, неравномерную плотность населения и различный уровень его платёжеспособности. Наум Мардер убежден в необходимости введения принципа технологической нейтральности, что в свою очередь диктует новые подходы к нормативно-правовому регулированию отрасли.
Замглавы Минкомсвязи обратил внимание на то, что не все сегменты рынка доступа в России прибыльны. По его словам, примерно 10% населения нашей страны недоступна сотовая связь из-за отсутствия экономической заинтересованности операторов в работе в соответствующих регионах.
В результате задачей регулятора становится поиск побудительных механизмов для операторов к работе на всей территории страны. Наум Мардер считает, что эти механизмы могут быть разными – от прямой господдержки до перекрёстного субсидирования конкурсных условий, когда оператор идёт в убыточный регион, чтобы за это получить прибыльный сегмент рынка. «Российские реалии диктуют гибкие подходы к конкурсным условиям, иначе мы никогда не преодолеем то, что называется цифровым неравенством», - пояснил он.
В условиях снижения цен на услуги возникает обратный эффект, когда у операторов, даже крупных, не хватает средств на строительство новых сетей. В этом случае перед регулятором встаёт вопрос: «Как относиться к объединению операторов в более крупные структуры?» По словам Наума Мардера, «это закономерная мировая тенденция, и в условиях технологической нейтральности рынок будет поделён между крупными игроками, имеющими весь набор телекоммуникационных возможностей». «Более того, даже ресурсов крупных операторов может не хватить на всю Россию», - добавил он.
В этом случае, по мнению замглавы Минкомсвязи России, перед государством встаёт очередная задача – регулирование внешних операторских объединений. Замминистра привёл в пример объединение трёх крупнейших сотовых операторов для построения трассы «Чита-Хабаровск», поскольку для каждого оператора в отдельности проект был бы заведомо неокупаемым. По его словам, в результате «получился интересный полигон» для регулирования и выработки правил пользования такой трассой.
Наум Мардер затронул также проблему радиочастотного регулирования. Он напомнил, что операторам было предложено создать консорциум, с помощью которого они сами бы определили, как лучше использовать полосы частот для сетей четвёртого поколения. «Мы надеемся, что будет положительный и интересный результат», - добавил он.
Важный момент регулирования с точки зрения Наума Мардера – «побуждать операторов осваивать уже существующую инфраструктуру, а не гоняться за технологическими новинками». Он пояснил, что не только в России, но и во всём мире наблюдается тенденция, когда при ещё недостаточно загруженных, а порой неокупившихся сетях третьего и даже второго поколения, все спешат строить сети четвёртого поколения, требуя средства и на них. «Мы, как регулятор, в этом случае должны направлять усилия туда, куда нужно обществу, - подчеркнул замминистра. - Одно из искусств регулирования – правильно использовать организационный потенциал государства».
По мнению Наума Мардера, важными задачами регулятора также являются модернизация законодательной базы и обеспечение функционирования сетей связи в условиях чрезвычайных ситуаций, причём не только внешнего характера (землетрясения, техногенные катастрофы), но и внутреннего характера (DDOS-атаки, умышленный вывод сети из строя). По его словам, нужна также новая регуляторная база, охватывающая большой круг проблем, в том числе и проблемы доступа в системе 112, реализация механизма СОРМ.
«Главная задача, которую перед нами поставило государство – чтобы всё что мы делаем, всё наше регулирование активно способствовало продвижению России к информационному обществу», - подытожил Наум Мардер.
Источник: Минкомсвязь России