В настоящее время для грамотного построения стратегии развития государственных структур и частных компаний им не обойтись без бизнес-аналитики, утверждают эксперты и участники рынка. Например, в МЭРТ с помощью BI выяснили, что порядка трети функций органов госвласти являются избыточными, а еще четверть – дублируются другими госструктурами.
Так, по мнению академика АНХ при правительстве РФ Абела Аганбегяна, Россия сегодня осуществляет переход от индустриальной экономики к постиндустриальной. На этом этапе резко возрастает доля услуг в экономике страны (в России она, по оценке г-на Аганбегяна, в настоящее время составляет 60%). «Дальнейший путь развития России связан с переходом к экономике знаний, и необходимость использования аналитических программных средств в развитии страны на этом этапе возрастает в разы», — отметил г-н Аганбегян в ходе SAS Forum Russia.
О востребованности подобных решений говорили на форуме и представители банковских структур. В «Росбанке» считают, что в 2006 году стала заметна тенденция изменения стратегии развития российских банков из области наращивания кредитного портфеля любой ценой к более обоснованной стратегии повышения доходов за счет выделения наиболее прибыльных сегментов клиентов. В такой ситуации анализ денежных потоков банка, осуществляющего операции на рынке розничного кредитования, может помочь определить наиболее эффективные пути развития розничного бизнеса в целом.
По мнению представителей «Росбанка», сегодня существует много факторов, повышающих интерес менеджеров различных компаний и к проблемам управления операционными рисками. Это быстрое расширение деятельности компании, глобализация бизнеса, повышение роли ИТ в основных бизнес-процессах организаций и др.
Существующие в компании операционные риски нужно уметь идентифицировать, классифицировать, предугадывать события реализации рисков и предпринимать определенные действия по предотвращению серьезных потерь. В рамках применения комплексного подхода к управлению операционными рисками значительную информационную помощь и поддержку эффективной работы процесса управления операционными рисками оказывает специализированная информационная система.
В «Росбанке» уверены, что современные программные решения по управлению операционными рисками в организации (такие, например, как решения SAS) позволяют проводить идентификацию операционного риска, формировать рисковый профиль организации, измерять и контролировать эффективность мероприятий по снижению уровня операционного риска, использовать интегрированную информационную среду для совместной работы многих специалистов и пр. При этом имеющаяся у SAS функциональность покрывает современные потребности российских компаний в оценке и управлении операционными рисками.
По словам представителей «МДМ Банка», в настоящее время большинство крупных компаний не испытывает недостатка в отчетах: их готовит бухгалтерия, финансовая служба, бизнес-подразделения. Однако в какой-то момент топ-менеджмент приходит к пониманию, что, несмотря на все обилие существующей отчетности, получаемой информации недостаточно для управления компанией. Множество отчетов оказываются либо противоречащими друг другу, либо недостаточно полными, либо просто несвоевременными.
Справиться с подобными проблемами позволяет бизнес-аналитика. По данным IDC (июль 2006 года), объем общемирового рынка BI составляет $5,7 млрд. При этом SAS, решения которой используются в 40 тыс. компаний, занимает на рынке программных средств для бизнес-аналитики второе место.
Старший вице-президент SAS Аллан Расселл рассказал, что в настоящее время большинством клиентов SAS востребованы такие компоненты решения, как средства аналитики и средства оптимизации. По его словам, заказчики часто жалуются на плохую интеграцию информации: например, один из западных банков в силу ряда причин вынужден «считывать» информацию из 1 тысячи систем. Г-н Расселл также отметил, что многие клиенты испытывают недостаток информации, сетуют на отсутствие доступа к данным. Внедрение управления мета-данными, по его мнению, позволяет предоставлять сотрудникам доступ к информации в зависимости от той роли, которую те играют в организации, подобные решения ведут к сокращению расходов и интеграции отдельных компонентов системы.
Генеральный директор «SAS Россия/СНГ» Валерий Храбров остановился на вопросах «отраслевого» присутствия решений компании у заказчиков, работающих как в мире, так и на территории постсоветского пространства. По его словам, SAS, отметившая в текущем году свое 30-летие, 25-летие присутствия в Европе и 10 лет работы в России, наиболее широко представлена в общемировых масштабах в таких отраслях, как госсектор, образование, банковский сегмент и телеком.
В России за 10 лет работы компанией реализовано порядка 100 проектов. Наиболее активный сегмент присутствия SAS на отечественном рынке — это банковская сфера. Г-н Храбров отметил, что ИТ-продукты компании внедрены в 13 из 15 ведущих российских банков. Решения SAS активно используют и отечественные телекоммуникационные компании, которым аналитика необходима в первую очередь для снижения оттока клиентов. Начинает интересоваться разработками в области BI розничный сегмент российского бизнеса. По мере развития энергетической реформы в России к специалистам компании все активнее обращаются представители этой отрасли: электроэнергетическим компаниям становится необходим прогноз маржинальных цен. Что касается возможностей SAS в области внедрения BI-продуктов в государственном секторе постсоветского пространства, то, по словам г-на Храброва, наибольший интерес к ним на сегодняшний день демонстрирует Казахстан.
О преимуществах современных ИТ-решений в области аналитики говорили в ходе форума и представители российских органов государственного управления. Начальник отдела департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ РФ Максим Паршин остановился на использовании высоких технологий в реализации проводимой министерством реформы государственного управления, а также на некоторых аспектах самой реформы, затрагивающих ИТ. Он отметил, что аналитические методы, используемые МЭРТ, к примеру, помогли выявить достаточно интересный факт: оказалось, что порядка трети функций органов госвласти являются избыточными, а еще четверть — дублируются другими госструктурами. В ходе реформирования предполагается устранить эти недостатки.
Г-н Паршин считает, что с реорганизацией государственного управления тесно интегрирована ФЦП «Электронная Россия», без которой реформа просто «захлебнется». В числе нововведений, которые предлагает МЭРТ, — более широкое использование высоких технологий в «местах встречи» власти и населения. «Например, в паспортных столах (наряду с их общим благоустройством и переходом на более удобный для граждан график работы) планируется внедрить системы электронных очередей, наладить информирование населения по телефону или через интернет», — отметил г-н Паршин. Эти и другие меры, предусмотренные реформой, приведут к сокращению административных барьеров. По оценке МЭРТ, экономический результат будет в десятки раз выше затрат на проведение реформы.
по материалам CNEWS.ru