Впереди планеты всей. Российский рынок беспроводного доступа растет быстрее проводного
Российский сегмент беспроводного доступа в Интернет развивается опережающими темпами, а доля услуг беспроводного доступа к общему рынку интернет-доступа в России больше, чем в среднем по миру, отмечают аналитики. На российских операторов беспроводного доступа приходится от 3% до 6% мирового рынка этих услуг.
iKS-Consulting оценивает объемы российского рынка беспроводного доступа в 2005 г. примерно в $60 млн. Учитывая, что, по данным компании In-Stat, мировые доходы в 2005 г. составляют $969 млн, получается, что доля доходов российских компаний составляет 6% в общем объеме мирового рынка беспроводного доступа. Содиректору аналитического департамента Deutsche UFG Алексею Яковицкому эта цифра кажется сильно завышенной в связи с низким уровнем проникновения широкополосного доступа в России вообще и тем более беспроводного.
Гендиректор WiFi-оператора Art Communications Александр Охотников оценивает объем российского рынка услуг беспроводного широкополосного фиксированного доступа в $50 млн. С такой оценкой соглашается гендиректор "Престиж-Интернета" Виктор Ратников. А аналитики J'son & Partners оценили этот рынок в 2005 г. в $28 млн. При такой оценке выручка российских операторов беспроводного доступа составляет 3% от мировых доходов данного сегмента - что также немало, если учесть небольшое количество российских пользователей по отношению к мировой аудитории Интернета.
Ратников считает, что высокую доходность российского сегмента беспроводного доступа можно объяснить отчасти высоким ARPU. Он добавляет, что сейчас на нашем рынке консолидация провайдеров беспроводного доступа пока не началась - существует слишком много небольших операторов, особенно в регионах. Услуги беспроводного доступа в России пока дороги и доступны лишь малому и среднему бизнесу.
Чаще всего беспроводной доступ используется там, где нельзя протянуть кабель, констатирует аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов. В России таких территорий очень много, поэтому неудивительно, что по темпам роста (60% в год) беспроводной доступ опережает проводной (в 2006 г. эксперты ожидают, что российский рынок интернет-доступа вырастет на 30-40%). Петр Кочегаров, директор по России и СНГ компании InfiNet Wireless, производящей системы беспроводного доступа, говорит, что конечным пользователем услуг беспроводного Интернета выступает бизнес. По оценкам Анкилова, 89% дохода операторам приносят корпоративные клиенты. Директор аналитического департамента J'son & Partners Борис Овчинников добавляет, что такие услуги востребованы в первую очередь сетевыми компаниями со множеством филиалов или предприятиями, которым требуется связь на производственных или складских объектах. Кроме того, беспроводным Интернетом пользуются те, кому не хочется переплачивать оператору-монополисту в конкретном бизнес-центре.
Технический директор компании "АСВТ" Сергей Мишенков говорит о том, что внедрять беспроводной доступ достаточно сложно. Это связано в первую очередь с техническими трудностями, несовершенством аппаратуры, спецификой ее применения, высокими затратами на оборудование, в том числе и для абонента, а также сложностями с правовым регулированием.
По мнению Овчинникова, сейчас развитие беспроводного доступа упирается в перспективы WiMAX - и как стандарта, и как своего рода бренда. Если WiMAX Forum сможет добиться реальной совместимости оборудования и снижения стоимости оборудования хотя бы в два раза - рынок может резко пойти в рост, даже несмотря на все проблемы с частотами, регулированием и т. д. Тем более мощный толчок может дать появление работающих терминалов для мобильной версии WiMAX. "Но это пока лишь планы и проекты", - констатирует Овчинников. По оценке Анкилова, достаточно активно проекты, относящиеся к разряду pre-WiMAX, развивает более 20 действующих провайдеров. По крайней мере пять проектов федерального или межрегионального масштаба запускается в этом году.
Кочегаров не считает технологии WiFi и WiMАX взаимозаменяемыми. Если WiFi предполагает персональный доступ, то WiMAX - это уже массовое обслуживание. Кочегаров считает, что они дополняют друг друга. Овчинников добавляет, что сейчас вырисовывается новый интересный сюжет: построение WiFi-метрозон - обширных территорий со сплошным широкополосным покрытием за счет очень плотной сети WiFi-хотспотов. Насколько подобные решения окажутся жизнеспособными с экономической и технической точек зрения - открытый вопрос, но теоретически они могут составить конкуренцию в том числе и WiMAX-сетям.
"Первые результаты внедрения pre-WiMAX показывают наличие интереса со стороны потребителей, но не столь сильного, как это ожидается основными апологетами технологии", - отмечает Анкилов. По его мнению, с точки зрения потребительских свойств pre-WiMAX в ее нынешнем виде оператор конкурентоспособен лишь в определенных рыночных нишах. Однако прогресс технологии, удешевление абонентских устройств (уже имеются варианты стоимостью менее $300), появление ограниченной и затем полной мобильности будут постепенно повышать конкурентоспособность предложений доступа в Интернет по новой технологии.
Объем российского рынка беспроводного доступа, по оценке агентства iKS-Consulting, в 2006 г. вырастет на 58% по сравнению с 2005 г., составив $95 млн и достигнув 8% от всего рынка широкополосного доступа. Услуги беспроводного доступа предоставляет 245 операторов. Это преимущественно небольшие компании, которым беспроводной доступ приносит $100 000-300 000 в год. Однако 11 компаний (из них шесть московских) имеют годовой доход свыше $1 млн.
Источник: ComNews