Мининформсвязи завершило процесс создания нормативной базы по оказанию услуг IP-телефонии, заодно закрыв другое "белое пятно" в области регулирования – виртуальные частные сети. На очереди – начало регулирования IP-телевидения и сферы ИТ. В то же время, Мининформсвязи признало, что хотело бы, но не может контролировать работу в России иностранных интернет-провайдеров, в частности, Skype.
Мининформсвязи объявило об окончательной либерализации российского рынка IP-телефонии. «Теперь инвестор может спокойно просчитать свой бизнес-план по внедрению услуг на базе IP-телефонии, как, например, это уже сделал „РТКомм.ру“, — заявил руководитель департамента госполитики Мининфомрсвязи Виталий Слизень. — Никаких ограничений, кроме, разве что, СОРМ и правил электромонтажа, на операторов IP-телефонии накладываться не будет». Стоит отметить, что IP-телефонную лицензию (равно как и любую другую лицензию в сфере связи) необходимо получать лишь тем службам, которые оказывают свои услуги на возмездной основе. Соответственно, для бесплатных служб IP-телефонии не меняется ровным счетом ничего.
Но корень противоречий между министерством и рядом участников рынка лежит в том, что под IP-телефонией в Мининформсвязи понимают лишь звонки с компьютера на компьютер, для осуществления которых используются «ники» или другие идентификаторы. В том же случае, если хотя бы одна из сторон IP-разговора использует телефонную сеть общего пользования, оказывающий эту услугу оператор приравнивается к полноценной телефонной компании. Соответственно, многочисленные операторы, предоставляющие услуги дешевой дальней связи по карточкам, должны получить лицензии на междугороднюю и международную телефонную связь или, как компромиссный вариант, работать в качестве дилеров операторов дальней связи.
А вот для компаний, предлагающих SIP-телефоны, дела обстоят еще хуже. SIP-телефон — устройство, внешне похожее на обычный телефон, но подключаемое не к телефонной сети, а к интернету. Международные звонки по SIP-телефонам обходятся еще дешевле, чем по карточкам, кроме того, SIP-телефоны решают проблему телефонизации (для тех, кто получит обычный телефонный номер для такого устройства, отсутствует необходимость в установке обычной телефонной линии). Однако теперь операторам, обслуживающим SIP-телефоны, нельзя предоставлять услуги не только дальней, но даже и местной связи. Легально SIP-телефоны можно использовать только для звонков на другие подобные устройства (а также для местной связи, но только в том случае, если и SIP-телефон, и интернет-канал предоставлены одной и той же телефонной компанией).
Еще одна разновидность IP-телефонии — звонки с компьютера на телефон. Де-юре соответствующие услуги отныне также оказываются вне правового поля. Правда, проблема состоит в том, что подобный сервис предоставляют не только российские, но и иностранные компании, в частности, зарегистрированный в Люксембурге Skype. Несмотря на то, что у того же Skype нет своего представительства в России, россияне свободно пользуются этим сервисом, оплачивая услуги кредитными картами или через дилеров различными виртуальными валютами.
В Мининформсвязи в связи с этим только разводят руками. «Если Skype намерен оказывать услуги гражданам России, то он обязан получить в России соответствующие лицензии, — говорит г-н Слизень. — Однако, по всей видимости, лицензии он получать не будет. С этим Мининформсвязи ничего сделать не может: для этого существуют другие ведомства». — «Мы создаем регулирование, которое обеспечивает возможность компаниям, при отсутствии нарушений с их стороны, работать в окне благоприятствования, — продолжил г-н Слизень. — То есть рынок должен быть инвестиционно привлекательным, а оператор должен иметь возможность зарабатывать деньги, не нарушая при этом правила лицензирования. Есть такой очень хороший принцип — сначала „едим твое, а потом каждый свое“. Если Skype используют для дорогих зарубежных направлений, то это называется „сначала едим твое“. Когда же начинаем говорить о том, что у нас 80% населения живет до Урала, а плотность по Сибири и Дальнему Востоку составляет 0,0001 человека на 1 квадратный километр, то этого уже не надо, и теперь „едим каждый свое“.
Установив правила для IP-телефонии, Мининформсвязи ликвидировало и другое „белое пятно“ в регулировании — „виртуальные частные сети“ (VPN). В принятых правительством на прошлой неделе „Правилах передачи данных“ устанавливается, в частности, что операторы VPN (а также операторы сетей FrameRelay, ATM и т.д.) обязаны организовать для абонентов круглосуточную службу, выдающую справки о состоянии счета абонента и другую информацию. Кроме того, оператор вправе отказать абоненту в заключении договора только в случае отсутствия технической возможности оказания услуг.
При этом принятые правила не относятся к услугам доступа в интернет: для них, а также для услуг по передаче факсов и сообщений электронной почты разрабатываются в настоящее время „Правила оказания телематических услуг“. Еще один находящийся в разработке документ — это „Правила оказания услуг теле- и радиовещания“, которые затронут как эфирное, так и активно развивающиеся сейчас направления кабельного телевещания и IP-телевидения.
»Недавно к нам обращался гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст в связи с тем, что из-за действий провайдеров IP-телевидения в некоторых регионах программу «Время» ведет местный депутат, а в рекламную паузу общефедерального канала «влезает» реклама «секонд хэнда» населенного пункта «Новые Чебуреки», — говорит г-н Слизень. — Это возникает ввиду того, что непонятна грань между обеспечением доступа к информации и доступом к интернет-трафику. Одно дело, когда на интернет-сайтах появляются всплывающие окошки, и другое дело, когда подобное происходит с телевещанием". — «Если кто-то называет себя ТВ, они могут делать хоть FrameRelay-ТВ, хоть WiMax-ТВ, но в отношении ТВ должна быть та же самая логика, что и в отношении телефонии, — продолжил представитель Мининформсвязи. — Если это телефония, то она должна быть абсолютно прозрачной относительно технологий. Аналогично, если это ТВ, то оно должно быть прозрачно относительно технологии доставки ТВ-сигнала».
После того как все виды телекоммуникационных услуг будут отрегулированы, в Мининформсвязи намерены заняться регулированием информационных технологий. «Человек, которому разрешают менять электролампочку, должен обладать определенными навыками и пройти соответствующий инструктаж, — пояснил г-н Слизень. — Точно так же человек, работающий на компьютере, например, с PowerPoint, обязан знать, что делать в том случае, если на экране появляется сообщение „format c:“. В связи с этим мы будем разрабатывать квалификационные требования в области ИТ».
По материалам "CNews"