13:45 13 способов спасти ИТ в России
Некоммерческое партнерство "Руссофт" передало в Мининформсвязи России предложения, которые направлены на исправление катастрофического положения с подготовкой кадров в ИТ-области в России. В январе 2006 года после обработки документ будет передан в Минобразнауки.
"Руссофт" направил в Мининформсвязи России следующий документ:
1. Создание в рамках Министерства образования и науки (Минобразнауки) рабочей группы с участием представителей Мининформсвязи и профильных Ассоциаций ИТ-бизнеса для решения обсуждаемой проблемы.
На сегодняшний день поставщиком основных ресурсов (кадров) для индустрии является Минобразнауки, не имеющая подразделения, отвечающего за это и связанного с заказчиками (IT-индустрией). Создание такого органа необходимо как на уровне министерства, так и на уровне комитетов образования/высшей школы крупных городов и обязательно с привлечением заказчика (IT-индустрии), представленной профессиональными ассоциациями.
2. Стимулирование и разработка механизмов максимального использования возможностей Дополнительного образования.
Развитие индустрии, технологий происходит темпами, несоизмеримыми с возможностью базового образования отслеживать их изменения. Эта проблема может и во многом должна быть вынесена в область дополнительного образования, как дающая возможность большей свободы в преподаваемых программах, привлечения сторонних преподавателей, сотрудничества с коммерческими учебными центрами, гибкой системы в области политики оплаты.
3. Создание системы среднего профессионального образования.
Создание во всех средних и крупных городах учреждений среднего профессионального образования, готовящих специалистов средней квалификации. Пример Индии, Китая и других достигших больших успехов в данной области стран показывает, что именно эти кадры должны стать наиболее многочисленными и являются основой развития отрасли.
Для быстрого развития этой системы и успешного роста численности их выпускников необходимы дополнительные стимулы (отсрочка от армии, пропаганда, относительная свобода в коммерческой деятельности и в построении учебных программ). Данные учреждения необходимо создавать при непосредственном участии профессиональных ассоциаций, которые как потребители выпускников должны иметь возможность оказывать влияние на учебный процесс, принимать будущих выпускников на производственную практику, стажировки.
4. Существенное увеличение приема на кафедры и факультеты, готовящие специалистов в IT-области.
Кадровые потребности отрасли растут опережающими темпами по сравнению с увеличением приема в вузы на соответствующие кафедры. Основной приток кадров последние годы осуществлялся путем их вымывания из бюджетного сектора, вооруженных сил, других регионов. На сегодняшний день данные источники исчерпаны. Необходимо кардинально увеличить прием на наиболее востребованные специальности и кафедры, способные сегодня подготавливать выпускников для отрасли.
5. Совершенствование программ обучения.
Чтобы обеспечить необходимую обратную связь от промышленности, необходимо привлекать профессиональные ассоциации в области IT к рецензированию и составлению новых программ обучения.
6. Изменения в области переподготовки молодых специалистов.
Стимулирование всевозможных способов переподготовки напрямую не связанных с информационными технологиями групп граждан, в том числе уволившихся из вооруженных сил, выпускников непрофильных кафедр, не имеющих возможности продолжить обучение, или просто маловостребованных специальностей. Как показывает опыт, в течение нескольких месяцев такая переподготовка позволяет готовить достаточно востребованных специалистов.
7. Изменения в работе службы занятости.
Переориентация ее работы с подготовки в основном потребителей ИТ (секретарь, пользователь ПК) на наиболее востребованные сегодня на рынке труда специальности производителей ИТ (программист, тестер, системный администратор и др.) Стимулирование взаимодействия службы занятости с отраслевыми и коммерческими учебными центрами, профильными кафедрами Вузов по подготовке необходимых специалистов.
8. Возрождение системы повышения квалификации.
Требуется создать условия, когда предприятиям было бы выгодно тратить средства на повышение квалификации. В первую очередь это касается введения возможности отнесения всех видов IT-образования (курсы повышения квалификации, переподготовка, дополнительное образование, в том числе с выдачей второго диплома) на себестоимость.
9. Создание законодательных гарантий возвращения предприятию вложенных инвестиций в подготовку специалистов.
Сегодняшнее положение дел не дает гарантии для возмещения даже части расходов предприятий на подготовку специалистов. Среди возможных мер:
· Принятие соответствующих законодательных актов, обязывающих выпускников отработать стоимость полученного ими образования;
· страхование затрат на подготовку кадров;
· предоставление государством льготных кредитов под образование;
· обязательность компенсации новым владельцем компании затрат на подготовку кадров в случае продажи компании предыдущими владельцами.
10. В области создания технопарков (а также электронной России, других серьезных ИТ-проектов).
Необходимо законодательно закрепить выделение части государственных и частных инвестиций, направляемых на создание ИТ-парков, на подготовку, переподготовку, повышение квалификации персонала, в частности, на создание при ИТ-парках Центров Дополнительной Подготовки кадров в сфере ИТ.
11. Преподаватели.
Наиболее критичной проблемой дальнейшего роста индустрии является практически полное отсутствие преподавательских кадров достаточной квалификации, имеющих необходимый педагогический опыт и практический опыт разработки ПО. Необходимо ввести систему выделения персональных грантов для действующих качественных преподавателей и для стимулирования привлечения вузы молодых преподавателей. Решение о присвоении грантов необходимо принимать только при участии представителей индустрии, имеющей четкое представление о том, где и кто готовит качественные кадры.
Необходимо шире привлекать специалистов IT-индустрии к преподаванию в вузах, особенно в части производственной практики и других форм индивидуальной работы со студентом.
12. Софинансирование наиболее удачных проектов по сотрудничеству индустрии и вузов в области дополнительного образования в ИТ-области.
Один из возможных механизмов – выделение государством финансирования для частичного покрытия общих затрат на организацию курсов подготовки кадров при условии финансирования со стороны частного бизнеса; частичная компенсация государством части затрат компаний на подготовку специалистов (по факту получения дипломов и сертификатов).
13. Создание условий и возможностей для развития сотрудничества вузов с коммерческими и отраслевыми учебными центрами в области информационных технологий.
Привлечение коммерческих учебных центров к работе с вузами. На сегодняшний день значительная часть лучших преподавателей в ИТ-области аккумулирована в коммерческих учебных центрах. Существует возможность привлечения их к работе в вузах в рамках дополнительного образования. Необходима поддержка проектов в области дополнительного ИТ-образования деятельности ВУЗов и Коммерческих учебных центров или ИТ-компаний.
Источник: CNews