Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Цифра аталанăвĕпе информаци политикин тата массăллă коммуникацисен министерстви

13:00 Как и за сколько делать сайты

«Вебпланета» публикует рассказ Антона Мажирина о секции «Подходы к разработке интернет-проекта», которая прошла в рамках СПКИРа. В открытой дискуссии сошлись сторонники «коробочных» продуктов, индивидуальных решений и фрилансеры.

# # #

Как и за сколько делать сайты – вот о чем мы собрались поговорить на секции «Подходы к разработке интернет-проекта».

Докладчиков было трое – Алексей Довжиков из «Тринета», Константин Ткаченко из Lenvendo и я, Антон Мажирин (Free-lance.ru).

Алексей говорил о том, как делать сайты с нуля и под потребности клиента за большие деньги, Константин - про сайты на основе «Битрикса», а я - про то, как делать их с помощью фрилансеров.

Рассказывали мы скучно. Я пытался донести мысль о том, что фрилансеры – это дешево, но рискованно. Алексей о том, что custom-решения - это дорого, но комфортно. Ну а «Битрикс» – это универсально.

Интереснее стало потом.

Люди, испорченные телевизором, явно хотели узнать, зачем же платить больше, если разницы не видно. И мы постарались ответить.

У компании есть потребность сделать сайт и два вопроса:

1. Сколько стоит?

2. Как делать?

Если в компании есть люди, которые уже сталкивались с этой проблемой, то они знают ответ на первый вопрос и, возможно, даже представляют себе, что можно ответить на второй.

Возможно, они знают, что «все сайты делаются на «Битриксе», быть может, потому, что их родственник работает в какой-нибудь студии и не прочь получить «откат». Есть и вероятность того, что им известно, что такое Free-lance.ru. Это неважно. Они знают и будут отстаивать свою точку зрения перед руководством.

Особый интерес представляют люди, которые не имели опыта создания сайтов.

Как они выберут разработчика? Именно для этих людей мы и вещали.

Мы исходили из того, что есть 3 варианта решения задачи:

1. «Коробка»

2. Студия

3. Фрилансеры

Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Нам показалось, что если о них рассказать, то человек сам поймет, как ему лучше работать.

«Коробка»

В «коробках» я разбираюсь не очень хорошо, поэтому пишу со слов Константина Ткаченко. Он говорит, что должны быть внедрения. Мне кажется, что еще должны быть новости и блоги, где стоит поискать сообщения о продукте.

Смотрите сайты, которые работают на этой «коробке». Есть ли на них те вещи, которые нужны вам? Позвоните в несколько компаний. Позовите человека, который занимается сайтом, и спросите - легко ли ему работать с этой CMS? Какие возникают проблемы? Помогает ли разработчик их решить?

Минусы: Хотя разработчики и стремятся к универсальности, они не могут учесть всех потребностей. Поэтому мы ограничены тем набором функций, которые уже встроены в CMS. Если мы хотим чего-то большего, то за это нужно будет доплатить компании или фрилансеру, который будет вам эту CMS ставить. Необходимо иметь в штате человека, который сможет установить и настроить CMS. Нужно думать.

Плюсы: Большая функциональность (если «коробка» хорошая). Универсальность. Поддержка. Постоянные обновления. Огромное количество шаблонов, которые можно менять. Безналичный расчет.

Студия

Как найти? Посмотрите на сайты конкурентов. Кто их делал?

Не выбирайте студию по сайту! Не выбирайте студию по цене или по телефону.

Только исключайте. Плохой сайт студии, не нравится? До свидания. Плохо с вами по телефону поговорили? До свидания. Слишком большая или слишком низкая цена? До свидания. Вам нужно оставить 5 кандидатов. Не забывайте про Яндекс.Новости и блоги.

Посетите студию лично. Если вы решили отдать $4000 – не ленитесь - садитесь в машину и поезжайте.

У студии должен быть офис. В офисе должен быть удобный диван и кофейный автомат. Должны быть приятные люди и дипломы на стене. Она должна работать как минимум года 3. А лучше 5.

Если вам понравился кофе, если захотелось вернуться, тогда сделайте еще одну вещь. Позвоните клиентам этой студии. Спросите: понравилось ли с ней работать? Помогают ли они в дальнейшем? Отвечают ли на дурацкие вопросы? Вежливо отвечают? Без раздражения?

Мое мнение таково: студия продает общение. Дизайн – дело третье. Если у них нет в штате того дизайнера, который вам нужен, они найдут фрилансера (но вам об этом не скажут).

Минусы: Дорого. Долго. Бюрократия

Плюсы: Эксклюзивные решения (если студия хорошая), поддержка. Минимальное количество рисков. Безналичный расчет. Не нужно думать.

Фрилансеры

Фрилансер должен иметь узкую специализацию. Если мы говорим о сайте, то он не сможет сделать его в одиночку. Вы должны решить, будете ли сами контролировать процесс, либо передадите бразды правления менеджеру.

Менеджер должен быть из вашего города. Попейте с ним кофе, поговорите о погоде. Он должен вам понравится. Он будет буфером между вами и остальными членами этой мини-группировки.

Вам будет нужен. 1 дизайнер, 1 верстальщик, 1 программист.

Если вы решили не тратиться на менеджера, делайте все сами, но не ждите, что вам будут продавать общение, как в случае со студией. Хотя встречаются иногда такие типы, что они еще и настроение параллельно улучшают.

Дизайнер. Выбирайте его по портфолио. Разговаривать с ним пока не нужно. Верстальщик: если вы не понимаете чем div’ы отличаются от таблиц, то не берите в голову. Выбирайте по рекомендациям дизайнера или по отзывам на Free-lance.ru. Программист. Это тот человек, который должен поставить вам CMS. При этом он может предложить собственную разработку, либо поставить тот же «Битрикс». Выбирайте по цене (чем ниже, тем лучше) и по возрасту (чем старше, тем лучше).

Не платите деньги заранее. Исключение можно сделать лишь иногда – для дизайнера.

Сложностей будет немало, особенно, если вы слабо представляете себе, что хотите получить на выходе. Зато цена вас приятно удивит. Дизайнеру 150-300, верстальщику 50-100, программисту 50-150. Получаем сайт от 250-550 за 1-2 недели. По-моему, приятно.

Минусы: Риски. Фрилансер может заболеть или просто не захотеть продолжать работу с вами. Вы потеряете время и деньги (если внесли предоплату). Необходимо четко осознавать, что именно вы хотите получить на выходе. Безналичный расчет – вряд ли. Webmoney или Яндекс.Деньги. Нужно думать.

Плюсы: Цена. Эксклюзивные дизайнерские решения.

Резюме

Если есть деньги, любите общаться, нужны нестандартные решения, нужна поддержка и гарантия – в студию.

Нужна универсальность и поддержка – «коробка».

Мало денег, но хочется «красиво» – к фрилансерам.



11 июня 2006
00:00
Поделиться